Уже маститый писатель-фантаст,
но начинающий сказочник – Кир Булычев в 70-е. Фото из книги «Кир Булычев и его друзья» |
Вот уже более двух лет я веду работу по систематизации и изучению архива сценарного отдела киностудии «Союзмультфильм». Архив рассредоточен между тремя основными местами хранения: РГАЛИ, Рукописным фондом Государственного центрального музея кино и сценарным отделом ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» и содержит большое количество малоизвестных и никем не обнародованных текстов, принадлежащих таким классикам отечественной литературы, как Лев Кассиль, Николай Эрдман, Михаил Вольпин, Александр Володин, Михаил Анчаров, Юрий Коваль, Геннадий Шпаликов, Белла Ахмадулина, и еще множеству сказочников, сатириков, фантастов, драматургов, поэтов, бардов, мастеров детской и юношеской литературы. Большинство этих находок – сценарии или заявки, не нашедшие экранного воплощения, и среди
них попадаются настоящие литературные и драматургические жемчужины. Другие тексты интересны раскрытием автора с неожиданной стороны, примером работы в несвойственном мастеру жанре. Даже ранние варианты сценариев, пошедших в производство, порой совершенно переворачивают представление об изначальном авторском замысле.
Сборник этих разнородных, но до сих пор не введенных в научный оборот произведений мог бы стать своеобразной литературной сенсацией.
В преддверии дня рождения Кира Булычева мы хотим опубликовать лишь одну из таких находок. Это детская сказка, присланная Булычевым в 1979 году на студию редактору Наталии Абрамовой, с которой они в это время работали над фильмом
«Тайна третьей планеты», для ознакомления. «Мне вдруг захотелось написать сказку совсем для маленьких детей, – пишет автор в сопроводительном письме. Что я и сделал. А когда я ее писал, то представлял ее себе в виде картинок. Мне никому не хочется ее показывать, пока ты не посмотришь. Потому что я тебя не боюсь и ты не будешь надо мной смеяться».
Материал интересен тем, что представляет собой опыт обращения Кира Булычева к несвойственной ему литературной форме. Но опыт этот настолько удачен, что вполне может быть издан отдельной иллюстрированной книжкой для малышей. Исследователь творчества Булычева Михаил Манаков подтвердил, что это произведение отсутствует в писательском архиве и является свежей находкой. Он собирается включить ее текст в два объемных тома малоизвестных произведений Кира Булычева, которые готовит в настоящее время. А мы первыми знакомим своих читателей с новонайденным текстом.
Георгий Бородин
Летом Маша жила в доме, вокруг которого был сад. А за садом начинался темный лес.
Как-то бабушка подарила Маше красную стеклянную бусинку. Бусинка была маленькая, ее надо было держать осторожно, чтобы не потерять. Маша вышла в сад посмотреть сквозь бусинку на солнце. А солнце в бусинке не поместилось. Хотела Маша вернуться домой, но нечаянно уронила бусинку.
Нагнулась – нет нигде бусинки, пропала она в траве.
Искала ее Маша, искала, даже на коленки вставала, траву руками раздвигала – все равно не нашла, только нос землей перепачкала.
Что делать? Жалко бусинку.
Вернулась Маша домой и думает: я не могу бусинку отыскать, потому что я большая, а бусинка маленькая. Если бы я была маленькая, я бы ее нашла.
Взяла Маша листок бумаги и нарисовала на нем маленького человечка – ножки тонкие, ручки тонкие, голова круглая и две точки – глаза. А чтобы рот нарисовать – места не осталось.
Отнесла Маша человечка в сад, поставила в траву и сказала:
– Поищи, пожалуйста, красную бусинку.
Человечек сразу пошел искать бусинку. Он шел по траве, словно по лесу, а песчинки были для него как камни.
Прошел человечек немного, вдруг навстречу ему рогатый жук, ростом больше человечка. Увидел человечка и спрашивает:
– Что здесь делаешь? Я тебя не знаю.
А человечек ответить не может – у него рта нет, не поместился на лице.
Жук страшно рассердился.
– Не хочешь со мной разговаривать! Не уважаешь? Тогда я тебя разорву!
Но человечек не испугался. Он поднял с земли сухую сосновую иголку, выставил перед собой, как копье, и стал защищаться.
Увидела Маша, что маленькому человечку плохо приходится, поспешила домой, взяла лист бумаги и нарисовала на нем человечка побольше. Отнесла его в сад и сказала:
– Рогатый жук напал на моего маленького друга. Спаси его. А потом вместе поищите бусинку.
Опустила она человечка-побольше в траву. А он сам ростом с травинку.
Маленький человечек уже устал с жуком сражаться. Тонкие ножки подгибаются, тонкие ручки дрожат... вот-вот упадет.
Человечек-побольше схватил с земли сучок, замахнулся на жука и как закричит:
– Оставь в покое моего маленького друга!
– Я пошутил! – ответил жук, спрятал рога и задом наперед убежал в свою нору.
Пошли два человечка вместе бусинку искать.
Вдруг: шлеп-шлеп – навстречу им лягушка прыгает.
– Вы что здесь делаете? – спросила лягушка. – Зачем траву мнете? Уходите сейчас же!
– Мы никому не мешаем, мы бусинку ищем, – сказал человечек-побольше.
– Я что сказала?! Уходите, а то я вас съем.
Подхватил маленький человечек сосновую иголку, человечек-побольше сучок взял, встали они рядом и стали сражаться с лягушкой. Открыла лягушка рот, чтобы их проглотить, а человечек-побольше как стукнет ее по носу сучком! Лягушка рассердилась и квакнула:
– Ты с ума сошел! Мне же больно! Я вам отомщу!
Испугалась Маша за своих друзей, побежала домой, взяла новый лист бумаги и нарисовала на нем большого человечка, во весь лист. Потом подумала – надо человечку оружие дать. Дала ему карандаш, выбежала в сад и говорит:
– Беги скорей, помоги моим друзьям! А потом вместе поищите мою бусинку.
Большой человечек увидел, что его маленькие друзья с лягушкой сражаются, замахнулся карандашом и побежал к лягушке. Лягушка увидела его и закричала:
– Квак! Мы так не договаривались!
И – шлеп-шлеп, наутек, в лужу спряталась – одни глаза наружу.
Пошли человечки втроем бусинку искать.
Первым бусинку маленький человечек увидел. Подошел к ней, обхватил ручками, а поднять не может – такая она для него тяжелая.
Тогда человечек-побольше пришел к нему на подмогу, поднял бусинку и на плечо положил.
Только они собрались домой идти, как из леса выбежала лиса, увидела человечков – и к ним.
– Что вы здесь делаете? – спросила она.
Маленький человечек молчит, у него рта нет, а человечек-побольше отвечает:
– Мы никому не мешаем. Мы бусинку искали. Вот она!
Увидела лиса бусинку и говорит:
– Ах, какая красивая бусинка! Отдайте ее мне. Вы не представляете, как я люблю эту бусинку.
Тут подошел к ним большой человечек и сказал:
– И не мечтай! Это не твоя бусинка. Мы ее Маше несем.
– Если не отдадите, – сказала лиса, – то придется мне всех вас на кусочки разорвать, потому что вы бумажные.
Стали тогда три человечка в ряд: маленький с сосновой иголкой, человечек-побольше с сучком и большой человечек с карандашом. И стали защищать бусинку от лисы.
Видит большой человечек, что дело плохо, и закричал он своим друзьям:
– Бегите скорей к Маше! Отдайте ей бусинку. Я задержу лису!
Побежали его друзья к Маше, продираются сквозь траву, спешат, потому что слабеет в бою человечек с карандашом...
А Маша сначала в дом побежала, хотела нарисовать громадного человека, но у нее нет такого большого листа бумаги. Тогда она подхватила лопатку и сама бросилась на помощь.
Увидела лиса, что Маша бежит, и закричала:
– Я не люблю бус! Меня здесь не было!
Поджала рыжий хвост и убежала.
Вернулись все человечки домой. Маша бусинку спрятала в короб, села за стол и нарисовала для человечков дом с окнами, дверью, крышей и трубой на крыше, чтобы жили в нем человечки и никого не боялись.
Ушли человечки в свой нарисованный дом, закрыли за собой дверь. А потом из трубы нарисованный дым пошел – значит, человечки себе обед готовят.
Тогда и Маша пошла обедать.
Публикация Георгия Бородина, Андрея Щербака-Жукова.