Заставки к роману Антона Ерхова.
Иллюстрация из журнала |
Харьковскому литературному журналу «©оюз Писателей» («©П») исполнилось 15 лет – его первый номер вышел в 2000 году. Юбилей, пусть и не столь солидный, как у старших собратьев, «Новому миру» в 2015-м «стукнуло» 90, «Иностранной литературе», «Юности» и «Неве» – по 60, но вполне существенный. Сколько новых журналов и альманахов возникло в 90-х и начале 2000-х – многие из них не сумели дожить даже до третьего выпуска. В самом конце июля свет увидел уже 16-й номер «©П» – из типографии привезли долгожданный свежеотпечатанный тираж. Однако сетевая версия выпуска была выложена в «Журнальном зале» еще весной. Почему бумажный вариант задержался? Зная общую беду всех литературных «толстяков», вы легко найдете ответ.
Без финансовой поддержки сейчас никуда. Некоторым российским изданиям выделяет средства Федеральное агентство по делам печати и массовых коммуникаций, отдельные провинциальные журналы получают деньги из региональных бюджетов, кому-то помогают меценаты. Есть редакции, начавшие осваивать сетевые краудфандинговые платформы, собирая через Интернет с миру по нитке. Так, молодой, но уже успевший громко о себе заявить и завоевать читательскую аудиторию московский журнал Homo Legens с декабря минувшего года ежеквартально объявляет сбор средств на издание очередного выпуска.
Конечно, нынче сплошь и рядом звучат идеи об окончательном отказе от бумаги и уходе в глобальную паутину. Но разве это хорошо? Homo Legens и «©оюз Писателей» в числе тех журналов, которые можно посоветовать читать именно в бумажном виде. Почему? А вы купите хотя бы один выпуск – сами поймете! Электронные и традиционные версии значительно разнятся. На сайте – только буквы, на бумаге же… К примеру, откроем новый Homo Legens № 2 (14). Шикарный, нетривиальный дизайн, тексты разбавлены фотографиями и рисунками поэтов и критиков. У № 1–2 (16) «©П» тоже прекрасное оформление, а на обложке, цветной вклейке и заставках к каждому произведению – работы художника-графика Ильдана Яхина. Заметно, что журналы сделаны не просто профессионально, а с большой любовью. С любовью к читателю и литературе в целом.
К литературе и перейдем. Почти половину 16-го выпуска «©оюза Писателей» занимает роман Антона Ерхова «Горизонт», заслуживающий отдельной обстоятельной рецензии. Остальная проза номера экспериментальна. «Кирилл Ждаркин, Стеша Огнева, Иосиф Сталин и другие» – так озаглавлен конспект романа Федора Панферова «Бруски», составленный Олегом Юрьевым. Объясняет задумку сам автор: «Этот конспект сделан году в 1989-м, для одного так, естественно, и не открывшегося ленинградского журнальчика. А недавно совершенно случайно нашелся в старых папках. Планировалась целая серия таких, модное тогда было слово, дайджестов советской классики. Естественно, от себя ничего не добавлено». Рассказы Сергея Кулакова «Шум шелеста» и «Шесть дней» – почти поэзия в прозе. Новелла Владимира Бацунова «Из Бембы в Дрембу» отдаленно напомнила тексты Дмитрия Данилова (он, кстати, пять лет назад тоже печатался в «©П»). Путешествуя по своему городу, открывая его для себя в деталях, герой Бацунова замечает и фиксирует с виду «всякую ерунду». Но творческий метод оказывается гораздо глубже, чем кажется. «Каталог несостоявшейся выставки «Художники слова» Вагрича Бахчаняна – сборник цитат из прозы и поэзии классиков и современников от Гая Петрония Арбитра до Андрея Битова и Даниила Гранина, в которых упоминаются картины, рисунки, гравюры и другие изображения. А ведь интересный проект, вполне достойный реализации в Год литературы. Жаль только, что автор увидеть не сможет – Бахчанян умер в 2009 году.
©оюз Писателей.
– Харьков, 2015, № 1–2 (16). – 308 с. |
Эта публикация – не единственное обращение журнала к культурному наследию. В номере публикуются стихотворные подборки Александра Голембы (1922–1979) и Василия Мысыка (1907–1983). Обе заслуживают особого внимания. Големба, литератор и переводчик, при жизни как оригинальный поэт практически не публиковался. Стихи Мысыка представлены на двух языках: украинские строчки отражены в русских переводах Натальи Бельченко и Владимира Яськова. Поэтический блок дополняют произведения Сергея Соловьева, Сергея Сороки, Татьяны Положий, Дмитрия Аверьянова, Сергея Шаталова и Виктории Добрыниной.
Большинство авторов – харьковчане. Впрочем, на страницах «©П» Харьков мирно соседствует с Киевом, Донецком, Севастополем, Москвой и даже Германией. Замыкает выпуск рецензия москвича на роман харьковчанина, ныне живущего в Мюнхене. Отрадно, что у хорошего журнала нет никаких географических границ. Политики, берите пример.