У женщины свой взгляд на строение мира. Борис Кустодиев. Русская девушка у окна. 1923. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Космос глазами женщины – вот что увидит читатель этой книги. Женщина эта многолика: то это девочка-божество, сочиняющая прелестные щемящие истории, то неопытная девушка, поддавшаяся страсти, то зрелая дама, а то незнакомка прекрасной эпохи конца XIX столетия. И все это – она. Она видит мир постоянно изменяющимся, она предсказывает эти изменения благодаря уникальной способности принимать тончайшие импульсы. Она и сама излучает импульсы: порой нежные, порой резкие, провоцируя эти изменения. Она ввергает вселенную в водоворот влюбленности. И она же принимает циничное решение сделать аборт.
О феминизме спорят давно и много. Есть разные виды феминизма, можно справиться о них в изданиях, которые доступны. Есть романы, ставшие притчей во языцех: «Загадка женственности» Бетти Фридан, «Гостья» Симоны де Бовуар. Роман Ланы Аллиной «Воронка бесконечности» – роман феминистский. Этот феминизм не борется за права женщины, повышение зарплаты или за признание однополого женского брака. Этот феминизм показывает, что у женщины может быть свой взгляд на строение мира и связи внутри него. По мнению автора, космос женщины намного сложнее и пластичнее мужского – именно потому женщине порой так неуютно среди понятий и отношений, за которыми закреплен статус мужских. Лана Аллина показывает, как обстоят дела в космосе женщины и как изменяется в нем погода. Это роман-путешествие, роман-медитация. Он причудлив, однако очень доверчив, как будто это живое существо.
Лана Аллина. Воронка бесконечности: Роман.
– М.: Сказочная дорога, 2015. – 360 с. |
Временной центр романа смещен. Эпоха перекрывается эпохой. То это 50-е, то конец 90-го, а то вдруг – начало XXI века. Однако наиболее значительный по эмоциональному и событийному сосредоточению период – рубеж 60-х и 70-х. Сладкие голоса Валерия Ободзинского и Веславы Дроецкой, влюбленность, подруга и принц. Сын обеспеченных торговых работников. А она – дочь из интеллигентной семьи. Ассоль? Алиса в Стране чудес?Образ воронки бесконечности – коса. Она вьется, складывается в венок, то сама распрямляется, а то начинается долгий период расчесывания. Судьба героини изменяется, отвечая на изменения этой косы. Или же героиня сама вызывает эти изменения? Вопрос, увы, только с частичным ответом. Биографические даты героини нераздельно связаны с датами биографии страны, в которой живет героиня, и не будет преувеличением сказать: страна – это я. Так могли бы сказать многие, но чувство сопричастности, связанности личности со страной и страны с космосом, чувство единого движения возникает далеко не у многих. У героини романа оно есть. Она влюбляется после окончания оттепели 60-х, на спадающей волне великих надежд, но еще теплится счастливая звезда. Это уже начало 70-х. Счастливая сказка влюбленности рассыпалась пылью.
Из неведомого мира наблюдает за героиней и ее подругой Аленкой чудесное дитя. И трудно определить, когда читаешь, в прошлом или будущем это дитя открыло глаза. Героиня чувствует связь с этой девочкой. Странная девочка, смотрящая на нее из своего мира, – не то ли дитя, которое Майя обрекла на небытие?
Коса – и три центральных героя, один из которых во второй половине романа уходит в тень, как прядь, которая короче остальных. Центр – две героини, подруги, Майя и Аленка, готовые на все друг за друга, но вдруг – молния и разлука. И через много лет – встреча. Коса продолжает виться. Прежде чем оказаться прекрасным зимним днем на крылечке подмосковного пансионата, с которого и «сбегает» роман, прежде его начала. Такова особенность движения женского космоса: начало несет в себе зачатки последующих событий. Одно легкое движение – и все возникло. Одно движение – и ничего нет.
Майя жаждет любви, однако пытается не изменить себе. Автор показывает и ресторан, где героиня отмечает с возлюбленным его возвращение из внезапной поездки, и районную женскую консультацию. Молодой читательнице будет интересно узнать, что и в Советском Союзе чувственная жизнь была богата. Майя с ужасом обнаруживает, что для многих привлекательных молодых и не очень женщин аборт – привычное дело. Но узнает также, что, несмотря на почти агрессивное отношение общества, матери-одиночки счастливы в своем крохотном семействе.
Если возможно такое выражение – политизированная нравственность, то автору удалось показать, что это такое и как проявляется в людях. Героиня, прислушиваясь к себе, начинает слышать сквозь себя космос, в котором политизированной нравственности нет. И она решается жить дальше, слушать космос, а не подстраиваться под обстоятельства. Не всегда удается. Но Майя снова вслушивается в космос – и он отвечает ей взаимностью.