0
3559
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.08.2015 00:01:00

Унесенные из России

Тэги: проза, семейная сага, россия, советский союз, москва, большой театр, сша, ньюйорк, михаил булгаков, гоголь, хармс, арам хачатурян, эдуард шеварднадзе, юрий лужков, ходорковский, гусинский


29-6-02_t.jpg
Елена Котова. Период полураспада. Роман века.
- М.: Вече, 2015. – 352 с.

Это четвертый роман московской писательницы. И он подчеркивает своеобразие ее художественного почерка – ни одно из произведений этого автора не повторяет жанр предыдущих.

Творческий дебют «Легко!» – ироническая мелодрама. За ней последовали триллер «Третье яблоко Ньютона» и озорная фантасмагория «Акционерное общество женщин», в духе Гоголя, Булгакова и даже Хармса.

Новый роман поначалу хочется отнести к жанру семейной саги, ныне подзабытому, а когда-то очень распространенному. И действительно – там разворачивается история русской семьи Кушенских-Котовых на разбеге в 100 лет: от идиллии дворянского дома в Тамбове в первый день ХХ века до небоскребов Нью-Йорка в первый день ХХI столетия. История наполнена зигзагами судеб героев, их личными драмами и испытаниями, посланными им временем и страной. Сквозная драма романа – это схватка между временем и любовью. Время рушит, любовь хранит. Время течет из прошлого в будущее, любовь наделяет будущее всем лучшим из прошлого.

В бесконечном полураспаде некогда большой семьи глухим эхом отражается полураспад и метаморфозы государства, в котором происходит романное действие, доходя до неожиданного и вместе с тем неизбежного финала – едва знакомые друг с другом мальчики пятого поколения оказываются унесенными из России в Соединенные Штаты. Старинные часы на обложке книги вместе с московским Большим театром и нью-йоркскими небоскребами графически передают эту причудливую внутреннюю связь семейной истории с историей России. И обо всем этом Елена Котова пишет эмоционально, душевно, с огромной любовью к своим героям, чуть ли не буквально следуя завету булгаковского Максудова – «героев своих надо любить».

Но не во всем автор следует исключительно канонам семейной саги. Житейская история поднята Еленой Котовой на уровень философско-исторического произведения, она правдива и намеренно документальна, местами хроникальна. Иными словами, сага эта необычная, модернизированная – и по построению, и по набору художественных приемов, и по языку. Сложнее сказать однозначно, сумела ли писательница сбалансировать приемы разных жанров. Философские ноты романа то и дело заглушаются его лиричностью, напряжение мысли уступает место сопереживанию. Это добавляет красок в ткань повествования, но в некоторых случаях оставляет ощущение недоговоренностей. Автор заставляет своего читателя то думать, то чувствовать, осложняя восприятие. Язык романа эволюционирует не только в зависимости от времени повествования, что было бы бесспорным достоинством, однако его движение в последних частях романа – о современности – иногда достигает темпа скорописи. Его документальная лаконичность не всегда на пользу восприятию драматизма событий и раскрытию характеров героев.

Иными словами, Елена Котова в этом романе остается верна себе. Она отважно смешивает жанры и даже стили, пытаясь создавать собственные формы. Это новаторская литературная работа, в художественную ткань которой автор смело вплетает документальные страницы, все персонажи второго плана названы реальными именами. Читатель встречает на страницах книги живописца Александра Моравова, композитора Арама Хачатуряна, политика Эдуарда Шеварднадзе, мэра Юрия Лужкова, бизнес-магнатов Ходорковского, Гусинского. И наконец, он встречает и самого автора, который превращается в героиню последней части книги, окруженную близкими ей реальными людьми. «Надо обладать немалой отвагой, чтобы без ущерба для художественности не отступить от документальной основы, – пишет по этому поводу автор предисловия историк и публицист Николай Злобин. – А такой соблазн всегда есть. Ведь додумывать за вымышленных персонажей всегда легче и безопасней».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1035
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
987
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
820
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
932

Другие новости