0
3366
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.06.2015 00:01:00

Горбы – это сложенные крылья

Тэги: женская проза, амстердам, венеция, копенгаген, бунин, набоков, олеша, катаев


рисунок
Кто скажет, что горб –
это и не горб вовсе?
Илья Репин. Голова горбуна.
1881. ГТГ

В книге Светланы Мосовой «Один мужчина, одна женщина» мужчин и женщин намного больше, чем один или одна, ибо пишет она настоящую женскую прозу. То есть прозу настоящей женщины, воспринимающей прозу жизни как захватывающую драму. А это совсем не означает, что она погружена в подробности материального мира. Для этого есть мастера-мужчины: Бунин, Набоков, Олеша, Катаев. Мосова выхватывает из материального мира в основном подробности символические, то есть судьбоносные. Вот счастливцы и мученики беззаконной любви в очередной раз в слезах расстаются перед самолетом, и вдруг она замечает у него в руках авоську с айвой, и невыразительная абстракция «у него там где-то жена-дети» немедленно одевается оскорбительной плотью: он их любит, о них заботится, между свиданиями он мотался по базару, выбирал, да еще, может быть (о мерзость!), торговался…

Именно потому, что автор сосредоточен на «символическом-судьбоносном-раскрывающем-суть-явлений», он (не она же?) тратит на изображение деталей материального мира ровно столько, чтобы детали сработали, оставляет только действующую часть. Не все ли равно, какого цвета и объема была айва в авоське и с чем ее можно сравнить для наглядности или для шика – она в любом случае сработала бы точно так же. Цвета предметов нужны Мосовой лишь тогда, когда они что-то символизируют: «В шляпе цвета сгоревшего алмаза».

А поскольку в ее мире (как, увы, и в мире каждого из нас) судьбоносной может сделаться любая мелочь, то писательница и не боится уподоблять мелкое крупному, а будничное – героическому. Отвергнутый любовник «не бросил айву, потому что вины было больше, чем любви. Он донес этот продукт до дому, как смертельно раненный солдат – пакет с важными документами до командира части». Конечно, в этом сравнении содержится вполне ощутимая доля грустной иронии, но иронии здесь меньше, чем грусти, из-за того, что мир не умеет ценить и даже замечать подобные невидимые миру подвиги.

Так что и количество материи, и количество иронии в прозе Мосовой дозированы очень точно: еще бы чуть меньше предметов и признаков – и живые люди превратились бы в символические сущности, чуть больше желчи – и печальные нелепости нашей жизни превратились бы в гротеск, а у Мосовой и люди живы, и стервы трогательны. Дети, в сущности, что с них взять!

Вот обиженная гардеробщица полгода обдумывает ответный удар и наконец задает молодой обидчице невинный вопрос: «Вы пенсию получаете?» И слышит в ответ совершенно искреннее: «Вы интересная женщина!»

И правда интересная, у Светланы Мосовой неинтересных нет. И как их можно ненавидеть, по крайней мере упорствовать в ненависти, если вдруг появится возможность обнять и простить? А то один человек все ждал возможности простить другого как-нибудь поэффектнее и теперь дожидается его на небесах – «туда-то он точно придет».

И когда в противной бабке удается узреть аллегорию материнской любви, заставившей ее когда-то ради выздоровления маленькой дочки провезти ее на саночках через девять мостов, – это оказывается куда пронзительнее («я вижу ее удаляющуюся хрупкую фигурку»), чем материнская преданность хорошей, доброй женщины.

книга
Светлана Мосова.
Один мужчина,
одна женщина.
– СПб.: Издательство
Союза писателей
Санкт-Петербурга, 2014.
– 288 с.

И даже как бы грандиознее: «И видела, как по мостам Амстердама, Венеции, Копенгагена бредут, бредут сквозь буран все матери мира, хотя… Какой буран в Венеции?!.»

Светлана Мосова обладает драгоценным даром настоящей женщины – умением сочетать искушенность с наивностью, видеть героев насквозь и все-таки не верить тому, что видит. В чем нашему брату напрочь отказано: мы что видим, тому и верим. И потому так часто ошибаемся.

Или наоборот – слишком редко? А потому и не можем прожить без женского пригляда и вразумления. Кто нам еще скажет, что наш горб – это не горб вовсе, а сложенные крылья – осталось их только расправить! 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
477
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
263
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
502
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
327

Другие новости