Считаете жизнь СМИ унылой, утомительной и циничной? Поверьте: это зависит от издания. Фото Алисы Ганиевой
Роман Игоря Переверзева – о человеке. О каждом, сидящем в каждом. О производственном процессе и несостоявшейся любви. О том, что по пути на работу в троллейбусе едва замечаешь, а потом оказывается – «жизнь есть то, что проходит мимо, пока строятся новые планы». Автор в предисловии называет имена-ориентиры: Лев Толстой, Джек Лондон, Ирвин Шоу.
Рутина. Однако все не так просто. Абсурд? Но не абсурдна ли жизнь? Грядут изменения в руководстве, в котором числится и герой. О том, что он тоже руководитель, герой узнает от своего друга-начальника, с которым частенько выпивает. И в самый день роковой перемены. За стенами офиса – нечаянная встреча. Очаровательная девушка, источающая гармонический фруктовый аромат, с двумя сумками и шаловливым сыном в коляске. События плотные, как звуки в органной пьесе, идут одно за другим, складываясь в интригу и потом в драму. Роман, каким он должен быть: с несколькими сюжетными линиями, со второстепенными героями, которые друг с другом не пересекаются, с переменой мест действия. Хотя автору, кажется, не очень приятно удаляться из любимого города для описания передвижения героя.
Герой сравнительно молод, симпатичен, талантлив. Журналист Андрей Петров может оказаться в друзьях у каждого читателя. Вроде бы ничем особенным не отличается – свой парень, любит поговорить за жизнь и выпить. Однако есть в нем почти романтическая складка. Нечто от Онегина (эстетские холостяцкие посиделки с начальником Александром Штейном). Он амбициозен (автор ценит это качество, как видно из предисловия), чем напоминает Мартина Идена. Он пишет статьи легко и быстро, прекрасно анализирует приходящую информацию. Отчасти похож на героя романа Сомерсета Моэма «Луна и грош» – обожает свое дело и любит одиночество. Он открыт и одновременно замкнут, как будто внутри «своего парня» живет кто-то еще.
Жизнь журналиста Андрея Петрова до попадания в «Историю Андрея Петрова» ничем особенным не отличалась. Житель большого города, работает на любимой работе и получает за нее приличные деньги (есть и счет в банке), внешне привлекателен, у него взаимная симпатия с прекрасным полом. «В чем судьба отказала ему?» – вспоминается из классической литературы. Однако автору покоя не дают ровные длинноватые волосы героя – они выдают того самого «кого-то еще», кто и рулит героем. Это излюбленный в классической литературе и на самом-то деле довольно сложный метод: придать вполне реалистичному портрету, одному из тысячи, запоминающиеся, нетипичные черты. Автор так использует приемы типизации, что они начинают работать в обратную сторону. Удачливый вальяжный журналист оказывается человеком чувствительным и хрупким, настоящим художником.
Игорь Переверзев.
История Андрея Петрова: Роман. – М.: Продюсерский центр Александра Гриценко, 2014. – 188 с. – (Современники и классики) |
Что более уныло, утомительно и цинично, чем кухня СМИ. Видимая близость коллег обманывать не должна. Понятия совести, чести, верности здесь – только заголовки. А поступает каждый исходя из личной выгоды. Можно было бы сделать девизом такую фразу: поскольку я из бумаги, ты тоже из бумаги, я поступлю с тобой как с бумажным листом – в корзину. Но по отдельности каждый персонаж довольно симпатичен. Плаксивая сорокалетняя красавица-рекламщица Мелисса. Друг-начальник Штейн, который становится вожатым и попутчиком героя в офисных приключениях. Полубезумные держатели холдингов, в которых вдруг обнаруживаются порядочность и ответственность. Мир пестрый, постоянно изменяющийся, недоброжелательный. Как трудно остаться в нем человеком и не стать планктоном. Автор наблюдает за своим героем: а этот сможет? Амбициозный человек чрезвычайно хрупок.
«– Слушай, Сань, а что ты будешь делать, если Носов сделает так, что мы с тобой работать в этой сфере вообще не сможем? Я имею в виду, доконаем его окончательно, что тогда?
– Я превращусь в другого человека и все равно понравлюсь Носову, – ответил Штейн без промедления, будто только и ждал, когда его об этом спросят.
Несмотря на сарказм, Саша Штейн не врал».
Удача преследует удачу, хотя иногда маскируется поражением. Порой две удачи в разных областях образуют крест. Всесильный богач Виталий Носов открывает новый холдинг и назначает Андрея на одну из руководящих должностей. Именно в это время, да еще и ранней весной, возникает смуглая Инна. Инна и новая должность! Почти одинаково притягательные. Герой, несомненно, достоин нового, более высокого места (да и возраст – 35). В теплой симпатии Инны Андрей не сомневается. Но как неустойчив мир, как подвижно в нем все!
Внезапная перемена пробудила в герое его до сих пор дремавшее «я» – он стал писателем. «Кто-то еще» вышел наружу, и теперь он – хозяин Андрея Петрова. Идея – описать то, что происходит с ним здесь и сейчас. Понемногу Андрей Петров превращается в своего собственного персонажа – героя проекта «Андрей Петров».