0
3046
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.06.2015 00:01:00

Праздношатающийся

Андрей Краснящих

Об авторе: Андрей Петрович Краснящих – литературовед, прозаик, финалист премии «Нонконформизм-2013».

Тэги: нобелевская премия, проза, сол беллоу, постмодернизм, нонконформизм, битники, сша, дон кихот, евреи


фото
Лучше спросите Сола.
Сол Беллоу.
Фото Университета Чикаго

10 июня исполнилось 100 лет американскому писателю, лауреату Нобелевской премии 1976 года Солу Беллоу (1915–2005). Есть литература периодов, эпох и писатели, которые ее представляют (четко: это – романтик; вот – реалист; а этот – модернист, кем бы он ни был), а есть литература и писатели, широко шагающие по своей эпохе, так широко, что незачем его останавливать, оставлять в ней. То же касается национальных литератур и писателей – они есть; но есть и другие, вроде и принадлежащие своему народу или языку, но снова уходящие из-под четких определений. У них все ох как неоднозначно, и с какого боку подойдешь, то и увидишь, получишь.

Первый роман Беллоу назвал «Праздношатающийся» (1944) – у нас его перевели как «Между небом и землей», что тоже неплохо, – и в принципе, сразу нашел, что нужно. Все его повести и романы потом, все герои – праздношатающиеся: от мысли к мысли, от себя к себе, от общества и обратно. В их праздности – их сила, они заняты глобальными, но смешными проблемами (Беллоу вообще сильно ироничен, в каждой фразе, и герои его, даже пропадая по жизни, самоироничны) – как Дон Кихот, их так же легко объявить «не в себе», они и стремятся-то выйти из себя, убежать от своих внутренних проблем, что гложут, заедают, но социум – семья, работа, растворение хоть в каком коллективе – тоже не выход, социум хочет растворить в себе без остатка, герои Беллоу хотят оставаться собой. Они готовы драться за идеалы, но чистого Дон Кихота из них не получается, получается напополам с Санчо Пансой: с миром нужно по его же правилам, а мир хитер, изворотлив и мошенничает на каждом шагу.

«Праздношатающийся» был засчитан в экзистенциализм, та же проблематика: против конформизма и стандартизации личности. Но у экзистенциалистов, а в 40-е вся эпоха говорила на их языке, одиночество, самость – благо; у Беллоу же – горе горькое, и роман заканчивается: «Я попадаю в чужие руки, избавляюсь от самоопределения, свобода отменяется».

То же и в последовавших книгах «Приключения Оги Марча» (1953) и «Лови момент» (1956): литература, эпоха, казалось, уже нашла один выход для всех и вовсю его обрабатывает, а герой Беллоу, дурак, сопротивляется и волочит свою жизнь куда-то в сторону от общего пути. Нонконформизм в Америке заговорил на языке битников, и герои Беллоу ведь битники же – по духу, характеру, по тому, как противостоят пропитанному ложью миру, – но битники, сильно ценящие мещанские мелочи – и деньги, деньги, на которые можно купить кусок свободы, личного живого пространства, воздуха. Очень по-еврейски и по-американски.

Герои Беллоу – американские евреи, потомки русских евреев. Погруженные в еврейскую среду, в американский образ жизни, в проблемы, типичные для русской интеллигенции конца XIX – начала XX века, они и бытовые проблемы решают так, с надрывом, глобально, как решались они в «великой русской литературе». Их так же носит из стороны в сторону, из крайности в крайность, и натуры они широкие. К русской литературе Беллоу, конечно, никто не приписывал, но американский он писатель или еврейский, это вопрос.

Затем, в 60-е, наступила эпоха постмодернизма, в Америке связанная с литературой черного юмора (где мир как хаос) и крошением жанров, из которых вырастает что-то новожанровое, свое для писателя. Романы Беллоу – «Герцог» (1964), «Планета мистера Сэммлера» (1970), «Дар Гумбольдта» (1975) – тематически вроде и продолжение предыдущих, но такое, где ехидство, скептицизм, едкая ирония берут вверх в душе героя, так он сражается с хаосом, а хаос, что внутри него, – с ним. Но побеждает герой не этим оружием, а тем, что незащищен, раскрыт, лиричен. И не боится быть глупым в своей лиричности.

Мозес Е. Герцог – герой, все говорят, лучшего романа Беллоу – беспрестанно пишет письма: бывшим любовницам, женам и президентам, философам прошлых эпох и коллегам по работе (он историк и литературовед), мертвым и живым, самому себе и самому Господу Богу, на клочках бумаги и просто так, в голове, ни одно не отправляет – спорит и ссорится, ругает, критикует, доказывает свою точку зрения. Это внутренний каркас романа, на нем он держится, ибо голый сюжет – мелодрама о семейной неверности. Мир как текст, все – текст, и человек тоже – как. В постмодернизме это станет общим местом (как и использование жанров массовой литературы.) Но Беллоу снова идет не туда и в финале романа вынимает из него каркас: выстроив внутренний мир – писем – в защиту внешнему, Герцог в итоге от него отказывается и обретает покой и примирение с миром вокруг.

«– Так давай держаться чего-то надежного. Я убежден, что только чувство братства делает людей человеками. Именно в этом пункте я грешен перед Богом, который дал мне человеческое назначение. «Человек живет не наедине с собой, но заедино с братом своим… Все узрим Предвечного, и любовь и радость умножатся». Когда проповедники страха говорят, что другие люди только отвлекают тебя от метафизической свободы, ты должен повернуться спиной к этим проповедникам. Правильно и необходимо одно: чтобы мы занимались другими людьми, а они – нами. Без этой нужной занятости ты не боишься смерти, а культивируешь ее. Если же сознание неотчетливо представляет себе, для чего жить, для чего умирать, – оно способно только казниться и глумиться над собой. Тебе помогают в этом Рокко и Тина Зоколи, мне – мои несвоевременные письма…» – говорит Герцог другу.

Конформист? О да! Нонконформист? Конечно.

Беллоу писал рассказы, романы, повести до конца жизни и перешагнул в XXI век. Его письмо, герой, проблематика остались теми же, звучали по-другому. Когда мы сможем разобраться, что собой представляет наша эпоха рубежа веков и начала XXI века, интересно будет перечитать позднего Беллоу. Спросить у него о ней.

Харьков


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1830
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1148
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
843
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1130

Другие новости