0
3886
Газета Проза, периодика Интернет-версия

21.05.2015 00:01:00

Общий гул консерватизма

Тэги: критика, эссе, лев толстой, библия, хам, ной


картина
Кому-то скрипач все-таки нужен. Даже очень.
Адриан ван Остаде. Скрипач. 1673.
Королевская галерея Маурицхейц, Гаага

Жанр не так давно вышедшей книги критика и литературоведа, исследователя творчества Льва Толстого и Максима Горького Павла Басинского определить очень сложно. Одно можно сказать точно – это не критика и не литературоведение. По сути, это «собранье пестрых глав», а точнее, критических заметок, эссе, очерков. Воспоминания о бесшабашной юности здесь соседствуют с рассказами о коллегах-писателях, классиках и современниках (и о современниках-классиках), а российская история – с историей библейской. Воспоминания о юности легки и забавны, рассказы о литераторах – глубоки и поучительны (но можно сказать и наоборот).

Но, читая эту книгу, заметку за заметкой, постепенно начинаешь понимать, что за россыпью баек и размышлений встает глубокая и цельная философия автора, его мировоззрение. Особенно показательно в этом плане потрясшее меня эссе о патриархе Ное и его сыне Хаме («Хам уходящий»), эссе, в котором вокруг одного из эпизодов библейской истории автор закручивает целый трактат о двух типах культуры и шире – цивилизации. Автор, по сути, противопоставляет два принципа построения общества: один «родовой», с традиционными патриархальными ценностями, и второй, «креативный», если выражаться современным языком, устремленный в будущее и от традиции оторванный. Причем не один из них вроде бы не объявляется единственно верным, более того, «хамская» культура описывается в новом, необычном ракурсе.

«Чтобы выжить, хамство должно постоянно провоцировать мир на ненормальность, на всевозможные перекосы: например, задавать вопросы там, где их никто не задает, и не по лености ума, а по простоте душевной и чувству мировой гармонии».

Прослеживается это противопоставление и в других эссе на другие темы. Например, в рассуждениях о двух сыновьях Тараса Бульбы в «Московском пленнике».

Итак, изобретательность против природного ощущения «мировой гармонии». Но это не просто привычное противопоставление «креативного» класса и «традиционалистов». В одном из эссе автор употребляет совершенно непривычные для нашей публицистики слова – «сердце», «сердечный» («Как сердцу высказать себя?»). «Сердечность, – пишет автор, – не может быть собственностью какого-либо направления или тенденции, будь то «новый реализм», «новая искренность» или «новый сентиментализм». Она – необходимое условие русской литературы».

Литературы и шире – всей культуры в целом. Подлинная культура строится на любви. Любовь к своему делу, к примеру, оказывается главной отличительной чертой подвижников культуры – писателей, филологов, портретами которых полна книга. Но любить, будем честны, можно не «вообще», а лишь кого-то конкретного. Не абстрактное «человечество», а свою семью, род.

книга
Павел Басинский.
Скрипач не нужен.
– М.: АСТ,
Редакция Елены Шубиной,
2014. – 512 с.

И семейная тема постепенно становится ключевой в размышлениях автора. Через нее раскрывается и тема войны в рассказе о фронтовых письмах дяди («Местонахождение неизвестно»), и образ Льва Толстого – в рассказе о его переписке с собственной тетушкой, фрейлиной Императорского двора («Любимая бабушка графа Толстого»). И в эссе об отношениях Суворина с Чеховым он обязательно отметит, что издатель сделал Чехова «членом своей семьи» и «носился с ним как с ребенком» («Крестный отец»). И, наоборот, рассказывая о критике, который словно бы олицетворяет в эссе этакого креативного «хама», автор подчеркивает, что «ничего не знал о его семье» («Московский пленник»).

Автор не ставит оценок. Наоборот, линию разграничения между культурой «Ноя» и культурой «Хама» он проводит внутри себя, своей души, показывая, как легко маятник мог качнуться в другую сторону («Московский пленник»).

Но качнулся он в эту. И осознание себя как продолжателя того, что создавалось до тебя в семье, в профессии, в искусстве – есть, как представляется, главное в мировоззрении автора.

И в заключение хочется сказать вот что…

В последнее время шумные крики воинственного «консерватизма» практически заглушили голос консерватизма подлинного. Понимающего, что без любви к своей семье, к своей истории любая традиция становится мертва. Голос такого консерватизма сегодня почти неслышим, неразличим в общем гуле. Тем важнее появление этой книги. Приятного чтения…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
834
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
795
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
677
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
748

Другие новости