Земля плачет по замученным людям... Город Козан (Сис), Западная Армения до геноцида. Фото начала ХХ века
В Москве состоялась презентация книги «Геноцид армян. Полная история» французского историка, доктора философских наук Сорбонны, заслуженного директора исследований Французского института геополитики Раймона Кеворкяна. Открывая пресс-конференцию, секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян отметил организаторов русского издания книги – Центр арменоведческих исследований «Анив» и заслуженного строителя Российской Федерации Варткеза Арцруни, попечением которого книга вышла в свет в России.
Раймон Кеворкян занимался темой армянского геноцида всю свою жизнь. Его предки из Западной Армении, из Харпута, одного из античных городов, во Франции проживает уже третье поколение. В предисловии к труду всей своей жизни он пишет: «Изучение истории – настоятельная потребность каждого человека, процесс, способствующий формированию личности, особенно молодого поколения, а в более широком плане – формированию коллективной памяти всего человечества. Изучение явлений массового насилия особенно важно, так как помогает выжившим и их потомкам осмыслить факты и оказывает тем самым определенное целительное воздействие».
Во Франции книга вышла в 2006 году, к ней возник огромный интерес во всем мире – даже со стороны тех стран, где к теме Мец Егерн – Великой резни – относятся нейтрально, в частности речь идет о США и Германии. Выход в свет книги на русском языке в издательстве «Яуза-Каталог» совпал по времени с мероприятиями по поводу столетия начала Первой мировой войны, а также столетием геноцида армянского населения Османской империи. Но предпосылки работы профессора Кеворкяна носят универсальный гуманитарный характер. Ведь, по сути, геноцид 1915 года не был только армянским. В России мало кто знает, что в то время уничтожали и понтийских греков, и ассирийцев, и русских староверов – молокан, представителей других наций, не укладывающихся в парадигму создания тюркского государства.
Раймон Кеворкян считает, что уничтожение целых исторически сложившихся групп населения силами государства – это всегда цепь сложных процессов, которые разворачиваются в конкретной политической обстановке и социальной среде, особенно если речь идет о многонациональном контексте. Превращению намерений совершить геноцид в действия всегда предшествуют периоды созревания, корни которого нужно искать в различных событиях, коллективных неудачах, разочарованиях и жестоких антагонизмах. Переход к прямому геноциду оправдывается специально выстроенными идеологическими конструкциями, которые предусматривают удаление «внутренних врагов» из организма общества.
Раймон Кеворкян.
Геноцид армян. Полная история. – М.: Яуза-Каталог; Центр арменоведческих исследований «Анив», 2015. – 908 с. |
Важно отметить, что книга писалась диалоговой – в рамках турецко-армянских отношений, которые служат как бы путеводной нитью исследования. Ученый просеивает мировую историографию, детально – вплоть до списков погибших, графиков уничтожения, отправки эшелонов и количества конвоиров, проводит «инвентаризацию» военных и гражданских чиновников, а также местных деятелей, которые в той или иной форме принимали участие в массовом насилии – изучает проблему с позиции микроистории. Речь идет не только о том, как небольшой группе людей удалось произвести демографическое замещение, истреблять с особой жестокостью не только взрослых мужчин, а женщин, детей, стариков, ведь те, кого не убили зверски, умирали мучительной «своей» (!!!) смертью в концлагерях в Сирии от эпидемий, голода по 200–600 человек в день. Речь идет о том, как и по каким причинам поддерживают «добровольцы» такие режимы. Ведь убивали армян не только при помощи военных формирований, их «зачищали» оставшиеся волонтеры.
Также автору был важен и экономический ракурс, в том числе и деятельность османских комиссий по управлению так называемым брошенным имуществом, а также более широкие последствия грабежа имущества армян. Этот анализ дает выявить причины, по которым преступников судили за экономические «злоупотребления» – присвоение движимого или недвижимого имущества депортированных, но никого – за массовые убийства. В этом контексте он упоминает о таком явлении, как «стимуляция кооперации», для того чтобы потомки жителей Западной Армении могли выступать консолидированно по защите своих прав.
Формула «уничтожение в целях созидания», пожалуй, лучше всего отражает, лишь с небольшим налетом преувеличения, логику, доминировавшую в младотурецком режиме в 1915 году и все еще преобладающую в идеологических и культурных устоях общества, которое отвергает свое прошлое. Но все же профессору Кеворкяну свойствен человеческий и профессиональный оптимизм – в этом году книга «Геноцид армян. Полная история» будет переведена и на турецкий язык.