Виктор Ремизов.
Воля вольная. – М.: АСТ, 2014. – 416 с. |
Виктор Ремизов – финалист последнего сезона премий «Большая книга» и «Русский Букер», автор журналов «Новый мир», «Октябрь» и сборника рассказов «Кетанда». Его роман «Воля вольная» вполне может стать успешным среди массового, а не только элитарного читателя. В самом деле, перед нами весь антураж эпохи 90-х: глухой сибирский поселок, нелегальная икра, рыбаки, коммерсанты и – полиция, а шире – вся власть, как водится, сплошь коррумпированная. Из всего этого вполне мог бы выйти неплохой детектив из тех, что лежат в мягких обложках в привокзальных киосках. Увлекательность сюжета и яркость характеров, не говоря уже о богатстве языка, дадут фору любому из них. Но это не детектив. Это – притча. О столкновении человека и власти.
Говоря о коррупции, о преступности, обо всей абсурдности современной российской жизни, мы, как правило, исходим из того, что все это ужасные частности. Что их можно преодолеть – выборами, свободной прессой, честными людьми во власти, правильными законами. Некоторым из героев «Воли вольной» тоже кажется, что возможна, возможна правильная жизнь. Но автор пессимистичен. Шаг за шагом он показывает извращенную, изуверскую логику функционирования механизма власти, неотвратимо приводящую к тому, что власть такая, какая она есть, – не случайна, а закономерна, естественна и единственно возможна в наших реалиях.
Парадокс в том, что такой, какая она есть, она не нравится никому, хотя, казалось бы, всем дает немало благ. То есть благами, конечно, все пользуются, но власть не нравится все равно.
Второй парадокс в том, что героев этой книги нельзя счесть и этакими стихийными анархистами, протестующими против любой власти, как можно было бы предположить исходя из названия. В мечтах, высказываемых весьма редко и весьма робко, все они вполне законопослушны европейцы. Почему при этом искомая законопослушная Европа никак не выходит на родных просторах, даже в самой свободолюбивой части страны – Сибири, – одна из загадок книги. Возможно, чтобы разгадать ее, следует приглядеться к тому, что делает с людьми власть. Что в них (нас) есть темного, средневекового, страшного, из-за чего государство становится таким? Материала для размышления в романе содержится очень много.
Автор не дает готовых решений. Более того, он старательно намекает на то, что их нет. Но автор уточняет вопрос, что уже немало, он приглашает к размышлению, к тому разговору который рано или поздно должен состояться в нашей стране для того, чтобы общими усилиями все-таки найти невозможные ответы.