Татьяна Москвина – колумнистка, кинокритик, журналист, актриса, драматург и ведущая радиопрограмм. Сюда еще много чего можно было бы добавить. «Жизнь советской девушки» – это не первая книга. По жанру – биороман. По факту – книга, от которой невозможно оторваться. Поражает удивительная, достоверная память Москвиной на бытовые мелочи, цены на продукты и другие товары и т.д. Вместе с тем это не только портрет времени, но и портрет автора – с детства неординарно мыслящей личности: сочувствие Солженицыну, протестное отношение к чрезмерно идеологизированному изучению русской литературы в школе. Героине биоромана разрешили не посещать уроки, пока «проходили» Горького…
Абсолютно точно схваченная каждодневность ленинградской девочки в период развитого социализма предстает еще и как достоверный исторический источник для изучения быта и психологии советских людей. Очевидны и более свободные нравы в среде ленинградской интеллигенции, сказывающаяся близость к Европе по сравнению с более «провинциальной» Москвой.
В книге не только жизнь самой советской девушки, но и всего ее окружения. Бабушки, родителей. Социально-бытовой, психологический и политический срез советского общества в трех поколениях: сталинский период, 60-е и кризис социалистического общества в брежневскую эпоху. При этом биороман не черно-белый: не ностальгический, но и не пасквильный, не пафосный, но и не чрезмерно ироничный. В частности, чувствуется и благодарность героини/автора советскому строю за возможность получать бесплатные блага вроде высокого образования. Ее бабушкам и дедушкам, выходцам из крестьянско-мещанской среды, это было недоступно.
Татьяна Москвина.
Жизнь советской девушки: Биороман. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014. – 350 с. (На последнем дыхании). |
Кроме того, что это хорошая, увлекательная и серьезная проза, это, по признанию автора, еще и попытка помочь таким же девушкам, какой была когда-то она сама:
«– Эй, ты! Да, да, ты, с толстой книжкой в руке, в стоптанных туфельках, с туманной, гудящей от слов головой!
Тебе кажется, что ты одна – и это так, ты одна, но... ты не одна.
Побудь со мной.
Послушай меня.
Я расскажу, как долго и трудно я шла к самой себе. И еще неизвестно, пришла ли. Из моей нелепой жизни нельзя вывести никакого урока, но что-то понять из нее, мне кажется, можно».
Очень важная попытка.