Дебютная книга должна
быть с картинками. Иллюстрация из книги |
Поэт, прозаик, музыкант и композитор Сергей Гейченко был одним из участников последнего сезона телевизионного конкурса «Бабушка Пушкина» («Москва-24»). Красивый глянцевый том с необычным «.:;!», вышедший тиражом в 500 экземпляров, – первый сборник его литературных работ. Книга разделена на две части: в первую (поэзия) входят два больших блока стихов – «Проработка случайности» и «Тупые края», во вторую – три прозаических сочинения.
На фоне вечного конфликта «традиционалистов» и «новаторов» поэзия Гейченко представляется неким промежуточным звеном: автор одинаково ценит, любит и Александра Пушкина, Федора Тютчева, Иосифа Бродского и Велимира Хлебникова, Ивана Жданова, Бориса Херсонского, Сергея Гандлевского. В этом вкусовом эклектизме – ключ к пониманию творчества автора, совмещающего философию и литературу, изысканную поэтическую речь и грубовато-просторечные выражения, четкое выражение своего индивидуального «я» и склонность к вдумчивому, кропотливому анализу, «облаченному» в одежды простых, внешне незатейливых слов.
46 стихотворений обеих «тетрадей» можно условно поделить на «скорее иронические» и «скорее метафизические». В вещах из первой группы поэт шутливо описывает поэтический цех («С чужих слов», «Современные поэты – несчастные люди...»), говоря о себе, отмечает, словно мимоходом, любопытные стороны человеческой жизни («Гейченко» рифмуется с «вещи» и «вечность»), дает аллегорическое описание конкретного состояния души («Мох») и оригинально добавляет социальные замечания к мыслям о назначении творчества как такового («Шпала»): «И девы в свинцовых джинсах боятся рожать./ И мутно лицо прогресса, и дух времени худ, как жердь». Не чужд Сергей и лингвистических игр («Холину»), и эффектов неожиданности («Ужин – никакая не еда…», «Пушкин был очень хорошим поэтом…»). Среди второй группы – стихотворения, больше ориентированные на миросозерцание и поиск своего места в жизни, выраженные стихами («Музейная усталость сильнее, чем…», «Ты сказала, что хочешь походить одна...»), психолого-лирические этюды («Она была идеальной невестой...», «После Донна»). «После Донна» создано с использованием архаичной лексики и может быть равно отнесено к обеим группам стихов Сергея Гейченко.
Сергей Гейченко.
«.:;!» (Сочинения). – М.: Открытое культурное обозрение, 2014. – 128 с. |
Особо выделяется диптих «Зрение», почти целиком построенный на метафорических сравнениях: «И вообще одиночество часто питает звук/ И шатает глаз. Близорукость идет от веры/ В неподвижность природы, которая наяву/ (И природа, и вера) сильней, чем во сне. Споры/ Коротких магнитных и длинных привещных волн/ Рождаются движением в вакууме…»
Проза продолжает и углубляет поэтические опыты автора: хармсообразные «Негры», рассказ «Петр Сергеевич», написанный в необычной фрагментированной манере, и религиозно-любовная история «Мария».
В творческом багаже Гейченко – активное многолетнее участие в литературной студии при институте печати «Полиграфомания» (под руководством доктора филологических наук и преподавателя Георгия Векшина), в объединении видеопоэзии «Прыжок лосося», а также многочисленные музыкальные проекты и публикации в периодике. Как итог – объемное собрание стихотворений и прозы, ярко оформленное художником Даниилом Григорьевым и содержащее значительную часть написанного Сергеем Гейченко вплоть до настоящего момента.