При чтении прозы Платона Беседина невольно возникает мысль о становлении консервативного проекта в литературе – через экспериментальные художественные и социокультурные практики «нового реализма». Очевидно, что мы живем в эпоху, когда консерваторы разного типа (левые, правые и центристы) консолидировались: монархисты с коммунистами, националисты с «нашистами», условные сталинисты с условными православными. Консервативный проект, поддерживаемый на государственном уровне, стал общественной реальностью. Еще в начале нулевых Сергей Беляков констатировал, что литературе в России мало быть просто литературой, она снова стремится стать инструментом социального моделирования. Марк Липовецкий, возможно, несправедливо отказывающий «новым реалистам» в художественности, все-таки точно определил их особое созвучие эпохе. Триумф Прилепина в премиальном процессе нулевых в этом смысле закономерен. Разумеется, дело не только в «новом реализме»: консервативный проект сегодня – это и Проханов, и Лимонов, и «Ясная Поляна», и «Литературная газета», и политика писательских союзов в регионах и т.д. Тем не менее прилив «свежей крови» к нему в литературе обусловлен успехом именно «новых реалистов», еще молодых и активных, которые, кстати, вовсе не всегда готовы поддерживать именно консервативные тренды современности. Тем не менее.
Платон Беседин.
Ребра: Сборник рассказов. – М.: Дикси Пресс, 2014. – 208 с. (Современная новелла) |
Платон Беседин, уроженец Севастополя, живущий в Киеве, пытающийся реализоваться в русской и украинской прозе, относится ко второй или уже к третьей генерации «новых реалистов». Это тот случай, когда пресловутые традиционные ценности, куда входят почва и православие, транслируются в тексте через совокупность приемов реализма, модернизма и постмодернизма, что во многом подкрепляет радикальность некоторых высказываний автора. Таким высказыванием была предыдущая «Книга Греха», словно бы позаимствовавшая конфликты из прозы Федора Достоевского и художественные решения Алексея Шепелева. Новая книга, составленная из рассказов и миниатюр, не так однозначна хотя бы в силу своей жанровой пестроты, но тоже не лишена провокативности.
Нередкая для «нового реализма» публицистичность проявляется здесь в выборе тем и постановке проблем: преступность на улицах, терроризм, ксенофобия, детские мучения и педофилия, ВИЧ, алкоголизм, замусоривание городского пространства, жестокое отношение к животным – и тут же супружеское непонимание и измена, одиночество современного жителя города, зависть, напряженные отношения в писательских тусовках и т.д. Самые горячие факты и модные реалии современности – от выступлений Виктора Ющенко на украинском телевидении до ставшего в последние годы популярным крещенского купания в проруби – определяют особенности художественного мира Беседина. Не обходится здесь и без курьезов: например, рассказ про зверства бандеровцев в советские времена («Милосердные») в визуальном отношении сильно напоминает кровавые сцены из сериала «Игра престолов».
Впрочем, влияние кинематографа на современную литературу – это отдельная тема, ее актуальность не раз артикулировалось в литературной критике. В рассказах Беседина чувствуется, что прозаик изучал опыт и Леонида Андреева («Последняя крепость»), и Юрия Мамлеева («Дьявол обыкновенный»), и Сергея Довлатова (цикл миниатюр «Зерна», рассказ «Провинциалии»), а не только, скажем, Захара Прилепина или Сергея Шаргунова, общего с которыми у него все-таки много.
Сергей Шаргунов, показательно процитированный в аннотации к «Ребрам», подчеркивает ощущение чистоты взглядов, помыслов, стиля Беседина, говорит о «добрых и ласковых глазах писателя». Беседин, конечно, бывает и злым, сатирически настроенным, но в целом можно утверждать, что в своей новой книге он по-прежнему пытается преодолеть ад человеческого существования, предлагая христианские ценности любви и милосердия. Важно, что он не поучает, но скорбит о грехах и ищет позитивные решения, даже если они из разряда невозможных.
Консерватизм Беседина в этом смысле, при всей радикальности постановки наболевших вопросов современности, вполне симпатичен. С такими консерваторами можно и нужно разговаривать.