Кавказ красив, Бог вечен… Фото Андрея Щербака-Жукова
Главнокомандующий русскими войсками на Кавказе дал роману свое имя, но вовсе не он находится в центре повествования. Генерал Ермолов выходит на сцену в решающие моменты, издает львиный рык и уходит за кулисы.
Истинные герои романа Беспаловой другие.
Главный из них – Северный Кавказ. Огромный, прекрасный, нищий, умытый кровью коллективный герой. Образ его, непередаваемо текучий, изменчивый, верный лишь в притягательности и предательстве, – большая удача автора.
Кавказ представлен у Беспаловой как пространство, где все воюют со всеми, эта война не прекращается ни на один день, притом вчерашние союзники сегодня могут оказаться врагами, а завтра будут безучастно наблюдать, как прежние друзья и враги убивают друг друга. Здесь много богатырства, молодечества, но чувство единения характерно лишь для семьи, в лучшем случае – для народа (и то не всегда), не более того.
Татьяна Беспалова.
Генерал Ермолов – М.: Вече, 2014. – 416 с. – (Всемирная история в романах). |
Борьба России с пестрым союзом кавказских племен заканчивается торжеством империи под стенами крепости Грозная. Почему терпит поражение Кавказ? Потому ли, что его северная соседка огромна, сильна, многолюдна? О, нет, вовсе нет. Лишь малый лоскут громадной имперской мощи может быть брошен Россией для решения кавказских проблем. Не столь уж много сил имеет под командой генерал Ермолов, людей постоянно не хватает. Потому ли, что это страна чудо-витязей? Да тоже нет. Чеченцы, дагестанцы и русские казаки поданы автором как бойцы, равные в своем удальстве, силе, ловкости.
Россия в романе Беспаловой – это прежде всего единство, братство. Казаки, дворяне, солдаты, офицеры говорят на одном языке, исповедуют одну веру и в условиях страшного противостояния держатся друг за друга, как за братьев по оружию. Местные народы могут быть союзниками России или ее противниками, не столь важно – и те и другие всегда найдутся, – но они не могут одолеть это великое северное единство, поскольку собственного единства меж ними нет. Вот почему Россия побеждает.
По той подробности, с которой Татьяна Беспалова описывает нравы, одежду, жилище и оружие кавказцев, видно, что она дала себе труд погрузиться в литературу о кавказской старине.
Но не ради самого Кавказа, пусть и весьма удачно вышедшего из-под пера московской писательницы, создан роман. Это прежде всего история о том, каков любовный обычай между очень сильными людьми. Можно сказать, людьми, трескающимися по швам от чудовищной, переполняющей их внутренней силы. Два центральных персонажа, два любящих друг друга человека – казак Федор и чеченка Аймани – в первую очередь романтические фигуры, истекающие громадной энергией. Оба – воины, оба – отважны, оба – опасные бойцы, оба – неистовые одиночки. И для обоих запретная, беззаконная любовь – наваждение, аномалия, ошибка. А потому много в ней боли. Женщина и мужчина постоянно схватываются, меряются, кто кого. Ну а второстепенные персонажи схватываются с ними обоими, так что вся книга представляет собой игры безнадежной, обреченной страсти, но еще больше – игры силы, бесконечный бой влюбленных между собою.
Сильнее всех вроде бы Аймани… Она сбивает казака с пути истинного, и даже законы боевого братства уступают в его душе тяге к этой темной, почти демонической женщине. На протяжении всей книги она побивает всех. А того единственного мужчину, который равнодушен к ее чарам, разбойника и «полевого командира» Йовту автор, конечно же, приканчивает. Не надо ему побеждать главную героиню, не надо…
Но если бы «Генерал Ермолов» был женским романом в декорациях старого Кавказа, то и писать о книге не стоило бы. Нет, вещь глубже этого простецкого уровня. Автор очень хорошо понимает: наваждение имеет греховную сущность. А потому дает главному герою, измаявшись, истерзавшись, поискав смерти в бою, все же выйти в обратный путь – к себе, нормальному цельному воину-христианину. Всё проходит, и беззаконная страсть пройдет. Кавказ красив, Бог вечен, любовь без веры – распутство, вера без любви – пустыня. Люди без конца идут одними и теми же дорогами, их прощают, им дают ободрение. Надежда есть всегда.