0
3333
Газета Проза, периодика Интернет-версия

12.09.2013 00:01:00

Крик – это не творческий метод

Тэги: бабенко, оп


бабенко, оп

Виталий Бабенко. «ОП!»
– Иерусалим: Млечный путь, 2013. – 404 с.

Виталий Бабенко – знаковая фигура отечественной фантастики последней трети ХХ века. Один из самых ярких прозаиков 1980-х годов, Бабенко был бессменным старостой Московского семинара молодых писателей-фантастов, а потом и Всесоюзного семинара молодых писателей-фантастов и детективщиков (легендарные Малеевка и Дубулты, названные по месту нахождения Дома творчества Союза писателей СССР).

Бабенко стал главной движущей силой при создании первого в России частного издательства «Текст», которое он возглавлял в течение почти десятилетия. Заслуги Бабенко в области фантастики отмечены специальным призом Еврокона (Европейского конгресса писателей-фантастов), премией им. И.А. Ефремова. И еще на его счету куча отличных переводов: Герберт Уэллс, Роберт Шекли, Норман Спинрад и еще много авторов. Сейчас Бабенко – главный редактор издательства «Книжный клуб 36,6». И еще – зав. кафедрой журналистики в Институте журналистики и литературного творчества.

Однако с середины 1990-х писатель перестает выступать в печати с фантастическими произведениями. Вот что сказал Виталий о причинах такого долгого молчания (и не только об этом): «По профессии я – журналист, причем старой закалки, то есть приверженец ответственного сочинительства. По склонности души – литератор, который не относит крик к творческим методам. Когда-то Аркадий и Борис Стругацкие, безмерно мною уважаемые, укоряли меня, что я пишу в стол. Времена изменились, а стол и нынче там. Возможно, я неисправим. Когда я знаю, о чем говорю, и знаю, как это нужно сказать, – перо (карандаш, машинка, компьютер, айпад) выводит буквы едва ли не автоматически. Когда считаю нужным что-то опубликовать – публикую. Когда считаю уместным высказываться – высказываюсь (причем зачастую в буквальном смысле: в моей жизни очень важное место занимает устное творчество – преподавание). То, что у меня годами не бывает публикаций, меня не тревожит и не заботит. Если посмотреть в Сети – там полным-полно моих произведений, причем все интернет-публикации – пиратские: я никогда и никому не давал разрешения на использование моих авторских прав в Сети. Сборник «ОП!», вместивший как мои старые, много раз использованные вещи, так и новые, мало кем читанные, – свидетельство того, о чем я упомянул: знания, нужности и уместности».

32-7-1.jpg
Абсурд и гротеск подстерегают нас на каждом шагу.
Фото Владимира Захарина

Сборник «ОП!» вышел в Иерусалиме, в издательстве «Млечный путь» (об издательстве см. «НГ-EL» от 29.11.12). Сборник открывается повестью «Игоряша Золотая Рыбка». Ее герой, по словам автора, «посредственный специалист с дипломом, представитель широких масс не читающей, но любящей книгу публики», – поймал Золотую Рыбку (на самом деле это вовсе не рыбка, а информационный модуль, посланный галактической цивилизацией на Землю для сбора сведений о нашей планете). Сатирическая мишень Бабенко – современный мещанин-потребитель, чей идеал – заставить Вселенную служить удовлетворению своих желаний.

В свое время Аркадий Стругацкий относительно этого героя выразился с присущей ему экспрессивной образностью: «Игоряша – раковая опухоль на земном разуме… Я не видел в мировой литературе большей сволочи, чем этот потребитель-дармоед».

«Игоряша…» – сатира. И хотя в сборнике немало произведений юмористических и иронических, сатирическая краска преобладает в творческой палитре Бабенко. Предмет его сатиры – как общественная ситуация, так и конкретные люди, ею порожденные, – те, кого нельзя назвать иначе, как классическим гоголевским «прореха на человечестве».

В повести «Стоп, машина!» путешествие во времени совершает не герой-одиночка, как, например, у Уэллса, но целое учреждение, описанное с изобретательной издевкой, в штате которого – двадцать девять с половиной тысяч человек…

«Нечеловек-невидимка» – явная, более того, подчеркиваемая параллель с романом Уэллса и повестью Адальберта Шамиссо «Странная история Питера Шлемиля». Эта повесть – лакмусовая бумажка на человечность, тест, который люди не выдерживают. И торжествует равнодушие, желание отстраниться от чужой беды и чужой боли.

Композиция сборника подчеркивает сгущение в творчестве Бабенко в последние годы социальной сатиры, переход к гротеску, антиутопии.

События повести «Игры на Красной площади» происходят в будущем, когда побеждена любая оппозиция. Время действия – праздник Народа, устраиваемый для того, чтобы повеселить людей кровавым зрелищем – и силушку власти показать. На Красной площади при большом стечении народа происходит казнь представителей всех без исключения видов оппозиции. Коммунисты, либералы, анархисты, жидомасоны, нацболы, весь спектр сексуальных меньшинств – воистину «пушечное мясо» для забавы плебса. Их давят бэтээрами и асфальтовыми катками, опускают в жидкое дерьмо, заставляют идти стенка на стенку и жрать чернозем…

«ОП!» – самый, пожалуй, жесткий рассказ в сборнике. Посвящен он традиционной для фантастики теме контакта. Центральный эпизод рассказа – встреча руководителей страны с пришельцами. Встреча была быстротечной: после отрицательного ответа носителей межпланетного разума на вопрос об отношении их к богу глава государства негромко, но явственно произнес: «Бей их!» – и началось побивание камнями пришельцев. Все – высшие должностные лица государства, министры, члены обеих палат парламента – бросали камни, которые неизвестно откуда появились у людей в руках. И еще: часы, мобильники, смартфоны, айфоны, барсетки… Таким образом завершается контакт – впервые в истории фантастики.

Читать книгу – истинное удовольствие. Бабенко парадоксален в создании как сюжетов, так и отдельных сцен и эпизодов. Бабенко раблезиански неистощим и стилистически изобретателен в описаниях деталей интерьера, еды, внешности героев.

В нашей фантастике в последнее время – дефицит ярких сатирических книг о современности. Потому как тут не вспомнить слова Ленина о романе Горького «Мать»: «Очень своевременная книга!..»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1235
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3103
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2202
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1761

Другие новости