0
2306
Газета Проза, периодика Интернет-версия

29.08.2013 00:01:00

Весь мир – Шекспир

Тэги: свищев, стихотворения


свищев, стихотворения

Михаил Свищёв. Одно из трех: Стихотворения.
– М.: Водолей, 2013. – 88 с.

Когда пытаешься объяснить систему подводного движения, взаимодействия образов в пристальной, какой-то очень тарковской – с одной стороны, как бы отрешенной от мира, а с другой стороны – максимально приближенной к нему на уровне физически, химически и механически ощутимых деталей – поэзии Михаила Свищёва, приходит на ум образ теневого и тростевого кукольного театра. Когда зритель приходит в простой театр и видит людей-актеров, то у него не возникает ощущения того волшебства и магии, которую вызывают эти странные, как призраки, закамуфлированные, закрытые от нас волнующей и волнующейся завесой существа. Мы понимаем, что движения подчиняются воле кукловода, но в то же время сам он невидим, и мы, словно послушные дети, живем по его заповедям. Это не так прозрачно, как Чехов, но и не столь абсурдно, как Хармс.
Нам уже не странно, что камень Магритта застывает на единственной точке опоры, что влюбленные Шагала плывут над городом, что Ремедиос Прекрасная возносится на небо, что в фильме Шванкмайера «Возможности диалога» изо рта «беседующих» голов выезжают предметы вроде щетки и зубной пасты. В ладу с законами магического реализма, адептами которого считают Маркеса, Борхеса, Павича, а также Кэрролла, в стихах Михаила Свищёва герой возвращается домой, «на колеса намотав мосты и парки», «телефон надрывается барабанными перепонками», «налезая строчками на ставни, кириллица, как рация, фонит», «голубь, завозившись в пустоте, листовкой пролетает над амвоном», «документальным фотоснимком на рыбе-звере плывут влюбленные в обнимку в стеклянной сфере», «смерть безносым мурлыкает рупором», а «кровь становится легкой и рыжею, словно бабкина хна для волос».
Книга Михаила Свищёва, над которой он долго и кропотливо работал, варьировал названия, изначально планируя назвать ее «Две сплошных», разделена на три главы: «Вначале все равно играет музыка», «Спиной к Эвридике» и «По обе стороны». Импонирует то, как успешно поэт структурирует свой кукольно-теневой, сюрреалистично шокирующий хаос. Вначале музыка. Бравурная, как на вокзале при отправлении поезда. Школьники бредут домой, «униженные ранцами», и «сдобренное клюквенными ранами, дверных щелей домашнее кино раздвинуто широкими экранами». И вот уже на этих широких экранах мелькают кадры войны: «Зеленый цвет обратно входит в моду –/ пучком травы, брезентовым ведром,/ и роженицы прячутся, и воды/ отходят у берлинского метро», теснятся переплеты детских книг: «Неброские, как рыцарский девиз,/ Они верны естественной науке:/ от детства остается лишь Детгиз,/ а от детей каракули и внуки».
Где наша тень тянулась на восток... 	Фото Александра Анашкина
Где наша тень тянулась на восток...
Фото Александра Анашкина
«Спиной к Эвридике» – это как бы символ сомнений и выбора судьбы, разные варианты жизненных парадигм. Стоп-кадр. Вот Бонни и Клайд с их шальным богатством и жизнью, промелькнувшей, как искра зажигалки, а вот холщовая, бытовая картинка с унылой тоской безысходности: «На кухне свет как старое белье,/ и только на прабабкиной иконе/ белеет свечка. Он ее не гонит,/ но и оформить больше не зовет». А может быть и совсем третий вариант, более оптимистичный – прогулка интеллигентов по северной столице: «Где наша тень тянулась на восток,/ в двенадцать под поребрик уползая,/ и патина зелёными глазами/ на нас глядела с бронзовых мостов». В этой главе – воспоминание об отце, библейские и античные мотивы и, конечно, стержневая мысль – одно из трех: размышление о слепой лотерее и о божественном триединстве.
Один из характерных моментов в стихах Михаила Свищёва – нагнетение жесткого саспенса. Порой создается впечатление, что в текст заложен детонатор, заведен свирепо тикающий часовой механизм, предупреждающий о финальном смысловом взрыве. Вот примеры концовок. «И когда к нам придет/ тот последний/ большой раскардаш,/ о каком так наивно/ слагали еще с Иоанна,/ ты, наверное, мне/ и стакана воды не подашь,/ и сама не возьмешь/ у меня ни воды,/ ни стакана», «По краешку пройти – не дернуть мускулом,/ узнав себя в бродячем акробате,/ вначале все равно играет музыка,/ вначале все равно играет музыка,/ и только после – комья на лопате». Почему-то думается, что сегодня, в начале XXI века, поэзия должна быть именно такой – не эпично-описательной, расползающейся мыслью по древу, а концентрирующей ее в единой точке, стреляющей как в тире, пронизывая, задевая, наслаивая десятки смыслов и тем вновь и вновь доказывая и утверждая состоятельность своей роли на путях духовного самопознания.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1431
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3322
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2415
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1938

Другие новости