0
2923
Газета Проза, периодика Интернет-версия

15.08.2013 00:01:00

Двое в пустоте

Тэги: беккет, мерсье и камье


беккет, мерсье и камье

Сэмюэль Беккет. Мерсье и Камье: Роман / Пер. с фр. Е. Баевской. 
– М.: Текст, 2013. – 158 с.

Бесконечное путешествие по кругу – стремление во что бы то ни стало покинуть город, чтобы потом, покинув город, во что бы то ни стало в него вернуться, – и сопровождающие его бесконечные разговоры как бы о жизни. «Что же можно сказать о жизни такого, что бы не было уже сказано? Очень многое. Например, что ее вечно заносит черт-те куда». Два персонажа, периодически сливающиеся воедино с рассказчиком, который «был с ними все время», делают и говорят нечто осмысленное, понятное им, всему окружающему их миру и кому угодно внутри него, но не нам.
Роман «Мерсье и Камье», вышедший в 1946 году, – первое франкоязычное произведение Беккета, однако этим его своеобразная пограничность не исчерпывается. В сущности, здесь сталкиваются ироничные ранние «Мечты о женщинах…», «Мёрфи» и «Больше лает, чем кусает» с более поздними мрачными вещами – романом «Как оно есть», пьесами «Не я», «Игра», «Последняя лента Крэппа» и др. Эти двое, Мерсье и Камье, парочка вроде Бувара и Пекюше, путешествующая с зонтиком и велосипедом, – своего рода предки многих последующих беккетовских героев, особенно Владимира и Эстрагона из «В ожидании Годо». Кроме того, их черты узнаются, например, в Моллое, герое одноименного романа из знаменитой трилогии 1951–1953 годов, который, кстати говоря, тоже весьма привязан к своему велосипеду.
Человек, опирающийся на неведомо глубинную идефикс и ритуально повторяющий некие действия в соответствии с заложенным в нее порядком, – одна из ключевых тем зрелого и позднего Беккета. Через постоянные рефрены  жестов, реплик, вопросов-ответов  рождается пустота, внутри которой, по словам Мориса Надо, «впустую двигаются полые люди». Их движения чему-то или кому-то подчиняются, но это не автор, не причудливый сюжет и даже не целесообразность или какая-то истина в последней инстанции. Все происходящее на страницах романа вполне привычно для героев, но непривычно для читателя благодаря несколько смещенной авторской оптике – этакое кривое зеркало.
28-6-2-t.jpg
Есть места в природе, где бога как бы нет.
Александр Трифонов. Над вечным покоем
Отсюда одна из парадоксальных мыслей, возникшая в коллективном мозгу Мерсье и Камье: «Вопреки распространенному мнению, есть места в природе, где бога как бы нет». Они соприкоснулись с пустотой, но пустота не поглощает их полностью: герои действительно полы внутри, но их телесная оболочка еще различима (чего не сказать, например, о героях некоторых других беккетовских произведений). «Я ощущаю только одну необходимость, – сказал Мерсье, – как можно скорее вырваться из этого ада». Город, из которого герои пытаются уйти и в который они неизбежно (причем добровольно) всегда возвращаются, – это и есть вместилище пустоты, если не сказать, что город и есть сама пустота. Брожение по кругу происходит из-за желания «вырваться», а возвращение – потому что на самом деле «вырваться» нельзя, а может быть, и не надо.
На протяжении всего своего вечного путешествия герои Беккета обмениваются лаконичными репликами, иногда нелепыми и потому забавными, но почти всегда приходят к довольно безнадежным заключениям:
«– Продукты были на тебе, – сказал Мерсье.
– Наоборот, на тебе, – сказал Камье.
– Да, правда, – сказал Мерсье.
– У меня прошел голод, – сказал Камье.
– Надо поесть, – сказал Мерсье.
– Не вижу, зачем, – сказал Камье.
– Нам еще предстоит долгий и трудный путь, – сказал Мерсье.
– Чем раньше подохнем, тем лучше, – сказал Камье.
– Правда, – сказал Мерсье».
Так рождается молчаливая беккетовская трагедия: фиктивные персонажи, монотонно разговаривающие друг с другом и понимающие бессмысленность самого акта речи, но неспособные остановиться. Их обрывочная, проваливающаяся на полуслове, неумелая речь – то единственное, что их наполняет, что не дает скорлупе тела развалиться по швам посреди «ужаса жизни». Подобно «камню такой величины, как с большой дом» у Кириллова из «Бесов», ужас сопровождает Мерсье и Камье повсюду, и они, чувствуя его присутствие, все время друг другу о нем напоминают.
«Ужас жизни» однообразен и всеобъемлющ, а потому не пугает. Предметы, окружающие героев (будь то любимые зонтик или велосипед), дом Элен, который Мерсье и Камье регулярно посещают, сама хозяйка и ее попугай, жители города и проч. – большой и стройный фундамент, на который опирается и пустота, и неотделимый от нее «ужас». Беккет, так сказать, пугает читателя не сгущением красок, не экспрессионистскими уродствами и даже не балаганно-жестоким абсурдом, а полым молчанием, изредка смеющимся над самим собой.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
1605
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1619
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
2321
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
2195

Другие новости