0
2126
Газета Проза, периодика Интернет-версия

08.08.2013 00:01:00

Весь этот постмодерн

Тэги: bludov, о неслучившейся любви


bludov, о неслучившейся любви

BLUDOV. О неслучившейся любви. Почти производственный постмодернистский роман с продолжением.
– М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2012. – 112 с.

Эта книга необычна по форме подачи материала. И заставляет задуматься о путях развития этой самой формы подачи…
Один мой друг по юности лет уже двадцать назад сказал: «Вот у классиков издают полные собрания сочинений, дневников и писем, а у наших современников надо будет издавать полные собрания сочинений и стенограмм телефонных разговоров». Любили мы тогда поболтать. А вот традиции писать, вести дневники – не было. Все изменил Интернет. Появились блоги, чаты, форумы, социальные сети, ЖЖ, наконец… И вернулась старая добрая традиция записывать свои сиюминутные мысли и события повседневной жизни.
А ведь стилизация под текст, предназначенный не для публикации, а для узкого круга, – один из сильных литературных приемов. Те, кто знаком с Дракулой исключительно по кинематографу, не знает, что книга Брэма Стокера полностью построена как коллаж писем и дневниковых записей. В нем нет ни слова, что называется, от автора. И именно то, что фантастическая история подана предельно документально, придает ей особую выразительность, которой лишены многие другие произведения вампирского жанра. Или «Герой нашего времени» Лермонтова. Он ведь очень необычно выстроен. В первых главах автор пересказывает читателю то, что он услышал о Печерине от Максима Максимовича. Потом автор сам видит Печерина и делится уже своим личным ощущением. И наконец читателю предлагается дневник Печерина, в котором герой обращается от первого лица. Таким образом, читатель становится все ближе и ближе к герою…
А тут еще весь этот постмодерн. Автор слился с персонажем, а форма с содержанием. Вот и книга «О неслучившейся любви» начинается с переписки на форуме. Со всеми соответствующими техническими знаками вроде: «Sent: Thursday, May 26, 2011 4:58 PM… Subject: о том же собссно…» И сразу понятно, почему у книги такой необычный автор. Это и не автор вовсе, а ее герой. И BLUDOV – это, конечно, его никнейм на форуме. То есть псевдоним. Гоголь вот подписывался Рудым Панько. Или вот «Повести Белкина» Александра Сергеевича… Нормальный такой никнейм – в меру озорной. Нормальный такой постмодерн.
Герои книги знакомятся на форуме. Они оба работают в офисе, оба много времени проводят за компьютером. А где еще знакомиться современному человеку? Дальше идут как бы дневниковые записи. В них появляются различные персонажи. Причем так, словно они нам давно известны. Как и должно быть в реальном дневнике. Отсылки к каким-то давним событиям, цитаты из высказываний друзей и литературы. «Вклеены» даже два стихотворения – Дмитрия Быкова и Владимира Набокова. Во как! И постепенно вырисовывается образ BLUDOV’а. Он в прошлом спортсмен и сейчас не чужд спорта – регулярно посещает стадион, играет в волейбол, болеет за «Торпедо». Демобилизовался в офицерском чине и с огромным уважением относится к армейским, к служившим и тем более воевавшим. Он патриот, в конце концов… В его крови кипит коктейль из Верещагина и поручика Ржевского. Он нетерпелив, эмоционален. Его друг говорит: «Не, брат, если ты чувствуешь, что готов что-нибудь отчебучить, то тогда уж будь готов к тому, что цветы понесут уже к тебе на могилу». И все равно BLUDOV всегда готов чего-нибудь отчебучить.
Есть в книге и стихи, которые не цитаты. То есть написанные автором и приписанные персонажу. Стихи, конечно, очень плохие. Потому что это стихи не автора, а героя. А у такого героя и должны быть такие стихи – плохие, но искренние. «Ведь всегда наступает утро,/ даже если с больной головой./ Я соскучился очень/ как будто/ подписался/ «последний герой».
А девушка, встреченная им в Сети и названная Катя2 (у него уже была одна Катерина), рациональна и мыслит более приземленными категориями. Она вроде и любит его, но вроде и не понимает даже, что такое любовь. Такая современная тема. «Эта женщина вынесет тебе мозг, провернет его через мясорубку и раскидает вокруг. А потом вынет твое сердце, у тебя на глазах разрубит его на куски, зажарит, съест, а потом скажет: «Еще!» А насчет «возьми», которые постоянно слышит от тебя, даже не обольщайся», – говорит тот же мудрый друг. Любовь не состоялась. Они встретились всего три раза. И все равно герой и вместе с ним автор надеются на продолжение – это видно из названия.
Ну и зачем же весь этот постмодерн? Он делает историю предельно реалистичной. И от этого пронзительной. Дневник, переписка в чате… Все так обыденно. А это были рождение и смерть любви.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
379
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
341
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
437
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
277

Другие новости