Юджин Ли-Гамильтон. Воображенные сонеты/Пер. с англ. Юрия Лукача.
– М.: Водолей, 2012. – 312 с.
Трагические события, происходившие в жизни знаменитых писателей и поэтов, часто дают новые силы к созданию их лучших произведений. Кто знает, мог ли создать великий английский поэт Джон Мильтон свои знаменитые произведения «Потерянный рай», «Возвращенный рай» и «Самсон-воитель», не испытав трудности в семейной жизни? Или какие произведения написал бы Петрарка, не страдая от безответного чувства к Лауре? Юджин Ли-Гамильтон – поэт, около 20 лет прикованный к колесной кровати. Его «Воображенные сонеты» и «Сонеты бескрылых часов» на сегодняшний день считаются интереснейшими произведениями в этом жанре, привлекая не только рядового читателя, но и специалиста-литературоведа. Наконец Ли-Гамильтона перевели и в России: вышел большой корпус сочинений поэта в переводе и с обширным комментарием Юрия Лукача.
Ли-Гамильтон стал инвалидом из-за депрессивного расстройства, но не утратил вкуса и любви к литературе, по мере угасающих сил работая над двумя книгами сонетов, в коих отразились безграничный интеллект, мировоззрение, биография, физический и духовный «крест» автора. В 1888 году вышли «Воображенные сонеты» – цикл из 100 итальянских сонетов-монологов исторических или литературных персон. Сама по себе идея не отличалась новизной, но Ли-Гамильтон, используя крайне популярную в то время итальянскую форму сонета без замыкающего двустишия, достиг совершенства в этом жанре. Каждый сонет написан с опорой на конкретные факты, гипотезы, подчас малознакомые современному любителю поэзии. Так, знаменитый теолог Мартин Лютер ведет диалог с… навозной мухой:
Жужжи себе – мне ведомо вполне,
Кто натянул мушиную личину;
Садишься то на стол, то на штанину
И даже на нос влезть пытался мне.
Оказывается, Лютер, обладавший недюжинной суеверностью, старался избегать мух, считая их главными посланницами дьявола, ведь именно они портили труды теолога и мешали ему работать. В причудливом мире поэзии Гамильтона Наполеон ведет диалог с древесным листом на острове Святой Елены, Страдивари – с неоконченной скрипкой, Галилей – с Землей.
|
Кто натянул мушиную личину?
Фото Reuters |
Именно на сочетании историчности, событийности и буйной фантазии английского поэта строится вся книга «Воображенные сонеты», увлекая читателя в стихию настоящего искусства.
Еще одну заслуженно популярную книгу Юджина Ли-Гамильтона – «Сонеты бескрылых часов» (1894) – можно рассматривать в качестве одновременно и горькой исповеди, и вдумчивого исследования культуры, мира. Первая часть под названием «Колесная кровать» содержит смесь воспоминаний, философских мыслей, откровенных признаний, вторая – «Кисть и резец» – сонеты о произведениях живописи, скульптуры. Третью и четвертую – «Жизнь и судьба», «После смерти» – можно охарактеризовать как рассуждения о скоротечности человеческой жизни, при этом Гамильтон использует максимум различной информации, добавляющей особых красок его поэзии. Пятая часть – «Разные сонеты» – стихотворения различного содержания, носящие дополнительный по отношению к основному тексту характер.
Уже начало «Колесной кровати» – сонет «Музе» – поражает личностными интонациями и пронзительностью содержания:
Лежать годами в позе мертвеца –
А все вокруг живет и шевелится;
Лежать и знать, что сохнет поясница,
Что чахнут мышцы локтя и берца.
Поэт хочет полноценно насладиться воздухом, природой, но злой рок, приковавший его к кровати, заставляет Ли-Гамильтона подчиниться судьбе, впрочем, автор не перестает сопротивляться болезни, хотя бы с помощью своих произведений. В своем творчестве Ли-Гамильтон раздвинул границы такой консервативной стихотворной формы, как сонет, дав ему не только новое звучание, но и новое содержание. Отметим, что поэту было суждено полностью перевернуть обыденное представление именно об итальянском сонете. Все это придает сборнику стихотворений статус уникального в специализированной сфере.