0
3080
Газета Проза, периодика Интернет-версия

18.04.2013 00:01:00

Тело бабочки

Тэги: моранте, рассказы


моранте, рассказы

Эльза Моранте. Андалузская шаль и другие рассказы.
– М.: Текст, 2012, 320 с.

Если вы мечтаете сбежать от банальной реальности, погрузившись в причудливую, своеобразную вселенную сказки, то возьмите в руки сборник рассказов Эльзы Моранте. Это первое большое издание произведений знаменитой итальянской писательницы в России. Даже у себя на родине Моранте прославилась прежде всего детской прозой и несколькими романами, а ее рассказы для взрослых долгое время оставались в тени. Издательство «Текст» решило восполнить этот значимый пробел в переводном книгоиздании, и совсем недавно появилась «Андалузская шаль и другие рассказы». Книга призвана познакомить российского читателя с наследием Эльзы Моранте, ведь его ценность для любителей зарубежной литературы весьма высока.
Издание состоит из представленных частично сборников «Андалузская шаль» и «Забытые рассказы». Произведения из этих двух книг отчетливо тяготеют к сентиментальной и сказочной прозе. Моранте близка к фрагменту, даже отрывку, добавляя в реалистический мир фантастические детали. Таковы, например, рассказы «Бабка» (сборник «Андалузская шаль») и «Юная супруга», «Детство» (сборник «Забытые истории»). «Бабка» – страшная сказочная история, главная героиня которой – пожилая женщина. Умерев и вселившись в тело бабочки, она убивает детей сына и его жены. Таким образом «бабка» мстит и молодому человеку, и женщине, которая по мысли матери, «околдовала» его. Моранте мастерски демонстрирует накал страстей, появившийся во внешне спокойной и умиротворенной деревушке: «Старуха превратилась в подобие нищенки — она выпрашивала у сына хотя бы взгляд, хотя бы одно слово в качестве знака их былого единства. Но напрасно она бодро крутилась вокруг, скрипя своими сапожками, напрасно кокетливо прихорашивалась, оправляя платочек вокруг лица, на котором глаза ее горели ненавистью».
Тонкий покров между реальностью и магией.  	Александр Головин. Испанка в красной шали. 1906. Государственный Русский музей
Тонкий покров между реальностью
и магией. Александр Головин.
Испанка в красной шали. 1906.
Государственный Русский музей
В «Юной супруге» вечная тема взаимоотношений свекрови, ее сына и невестки представлена совсем иначе. Невестка, не сумев разглядеть в повышенном внимании к ней свекрови скрытой доброты, только в момент рождения своего ребенка отмечает необычайно приятные изменения в поведении женщины. В «Детстве» же мир необыкновенно тонко и лирично описан глазами младенца Анджело, которому дороже и милее окружающая его природа, чем теплое материнское молоко. Эльза Моранте пишет сказки-зарисовки, богатые разнообразными милыми деталями, несколькими росчерками пера, будто намечая герметичное, сжатое пространство рассказа. Писательницу можно назвать представительницей «магического реализма», хотя сложно уместить ее многогранное и своеобычное творчество в рамки какого-то одного жанра.
В волшебных историях итальянской писательницы на равных присутствуют обыденность и фантастика, подчас сплетаясь в тонкие и едва заметные даже для внимательного читателя нити. Ирреальное и реальное существуют в синтезе, сближаясь, трансформируясь и создавая особый мир прозы Эльзы Моранте. Удивительно, но при всей лаконичности ее письма рассказы из обоих сборников производят впечатление полной упорядоченности мысли, раскрывая какую-либо конкретную идею писательницы, столь умело и четко излагаемую на бумаге. В «Андалузской шали и других рассказах» Моранте виртуозно завораживает читателя мистическим, третьим измерением, между небылью и былью, правдой и выдумкой. Точными штрихами писательница изображает и природу, добавляя сочных красок в, казалось бы, традиционные описания: «Стояла осень, и вокруг ждавшей ее деревни расстилалась сероватая местность, на которую деревья с красной листвой были набросаны редкими пятнами <…> Иногда за распахнутой дверью виднелся горящий очаг, а вдоль улиц и склизкой грязи брели стада быков и лошади, везущие крестьян в зеленых плащах. На краю деревни бежала речка цвета мела, вспухшая от дождей, которая после неожиданного порога превращалась в стремительный поток и неслась дальше в кипящей ярости водоворотов».

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Шедевры эпохи модерна покажут в новых залах Эрмитажа

Шедевры эпохи модерна покажут в новых залах Эрмитажа

Татьяна Астафьева

В открытой при поддержке "Роснефти" экспозиции представлены шедевры Морриса, Галле и подарки императора Николая II

0
433
"Единой России" просто победы на выборах недостаточно

"Единой России" просто победы на выборах недостаточно

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В 2026 году партия власти должна превзойти не конкурентов, а свой прежний результат

0
486
Убийство генерала Генштаба

Убийство генерала Генштаба

Иван Сапрыкин

Начальника Управления оперативной подготовки Вооруженных сил РФ взорвали магнитной миной под автомобилем

0
632
Порогом бедности граждане России называют ежемесячный доход в 50 тысяч рублей

Порогом бедности граждане России называют ежемесячный доход в 50 тысяч рублей

Ольга Соловьева

Самоощущения россиян относительно своего благосостояния упали до трехлетнего минимума

0
523