Эльза Моранте. Андалузская шаль и другие рассказы.
– М.: Текст, 2012, 320 с.
Если вы мечтаете сбежать от банальной реальности, погрузившись в причудливую, своеобразную вселенную сказки, то возьмите в руки сборник рассказов Эльзы Моранте. Это первое большое издание произведений знаменитой итальянской писательницы в России. Даже у себя на родине Моранте прославилась прежде всего детской прозой и несколькими романами, а ее рассказы для взрослых долгое время оставались в тени. Издательство «Текст» решило восполнить этот значимый пробел в переводном книгоиздании, и совсем недавно появилась «Андалузская шаль и другие рассказы». Книга призвана познакомить российского читателя с наследием Эльзы Моранте, ведь его ценность для любителей зарубежной литературы весьма высока.
Издание состоит из представленных частично сборников «Андалузская шаль» и «Забытые рассказы». Произведения из этих двух книг отчетливо тяготеют к сентиментальной и сказочной прозе. Моранте близка к фрагменту, даже отрывку, добавляя в реалистический мир фантастические детали. Таковы, например, рассказы «Бабка» (сборник «Андалузская шаль») и «Юная супруга», «Детство» (сборник «Забытые истории»). «Бабка» – страшная сказочная история, главная героиня которой – пожилая женщина. Умерев и вселившись в тело бабочки, она убивает детей сына и его жены. Таким образом «бабка» мстит и молодому человеку, и женщине, которая по мысли матери, «околдовала» его. Моранте мастерски демонстрирует накал страстей, появившийся во внешне спокойной и умиротворенной деревушке: «Старуха превратилась в подобие нищенки — она выпрашивала у сына хотя бы взгляд, хотя бы одно слово в качестве знака их былого единства. Но напрасно она бодро крутилась вокруг, скрипя своими сапожками, напрасно кокетливо прихорашивалась, оправляя платочек вокруг лица, на котором глаза ее горели ненавистью».
|
Тонкий покров между реальностью
и магией. Александр Головин.
Испанка в красной шали. 1906.
Государственный Русский музей |
В «Юной супруге» вечная тема взаимоотношений свекрови, ее сына и невестки представлена совсем иначе. Невестка, не сумев разглядеть в повышенном внимании к ней свекрови скрытой доброты, только в момент рождения своего ребенка отмечает необычайно приятные изменения в поведении женщины. В «Детстве» же мир необыкновенно тонко и лирично описан глазами младенца Анджело, которому дороже и милее окружающая его природа, чем теплое материнское молоко. Эльза Моранте пишет сказки-зарисовки, богатые разнообразными милыми деталями, несколькими росчерками пера, будто намечая герметичное, сжатое пространство рассказа. Писательницу можно назвать представительницей «магического реализма», хотя сложно уместить ее многогранное и своеобычное творчество в рамки какого-то одного жанра.
В волшебных историях итальянской писательницы на равных присутствуют обыденность и фантастика, подчас сплетаясь в тонкие и едва заметные даже для внимательного читателя нити. Ирреальное и реальное существуют в синтезе, сближаясь, трансформируясь и создавая особый мир прозы Эльзы Моранте. Удивительно, но при всей лаконичности ее письма рассказы из обоих сборников производят впечатление полной упорядоченности мысли, раскрывая какую-либо конкретную идею писательницы, столь умело и четко излагаемую на бумаге. В «Андалузской шали и других рассказах» Моранте виртуозно завораживает читателя мистическим, третьим измерением, между небылью и былью, правдой и выдумкой. Точными штрихами писательница изображает и природу, добавляя сочных красок в, казалось бы, традиционные описания: «Стояла осень, и вокруг ждавшей ее деревни расстилалась сероватая местность, на которую деревья с красной листвой были набросаны редкими пятнами <…> Иногда за распахнутой дверью виднелся горящий очаг, а вдоль улиц и склизкой грязи брели стада быков и лошади, везущие крестьян в зеленых плащах. На краю деревни бежала речка цвета мела, вспухшая от дождей, которая после неожиданного порога превращалась в стремительный поток и неслась дальше в кипящей ярости водоворотов».