Людмила Коль. На углу острова.
– М.: Вест-Консалтинг, 2013. – 222 с.
Новый сборник прозы Людмилы Коль «На углу острова» – многожанровый. В нем повесть, рассказы, эссе. Ее произведения – о мотиве «границы» для русских, который столь значим для нашего экзистенциального осмысления. Границы не только межгосударственной, но внутренней, и того мучительного осознания своих поступков, без которого невозможно покаяние и очищение. Герои рассказа «Машина, идущая в город» – а возможно, небольшой драматической пьесы, ждут позднюю маршрутку из Хельсинки до Петербурга. Каждый рассказывает свою историю судьбы, выговариваясь перед чужими людьми. Автор не судит своих персонажей, оставляя им право каждому оставаться собой, вслушиваясь в их голоса.
|
Такая простая человеческая жизнь.
Фото Владимира Захарина |
В этом важное качество прозы Людмилы Коль – настроенной прежде всего на слушание, стремящейся понять человека и постигнуть суть. Повесть «Такая простая человеческая жизнь» – об «обычных» людях, в ней важна тема жестокости, которая копится в героине с детства, перенимаемая от близких людей. Почему родственники столь безжалостны к нам? – этот авторский вопрос звучит во многих произведениях. Пережиток ли это нашего гулаговского прошлого либо корневая черта?
Трудно находить ответы на эти вопросы и тем более ставить диагноз. Писатель стремится понять происходящее со всеми нами, обращаясь к сердцу каждого персонажа своих «маленьких трагедий». «Сюжет с Кандинским» говорит о праве выбора одаренной личности следовать своему дару либо оставаться ценителем искусства, благополучным с общечеловеческой точки зрения человеком. В этом драма подобной судьбы – чувствовать в себе силы художника и отказаться от попытки их реализации. Но что есть творчество? Труд и наблюдательность, стремление слиться с пейзажем и почувствовать его боль – ради слов на бумаге, которые завораживают читателя и оставляют один на один с вечными вопросами – в какой бы точке планеты ни находился человек из России. Об этом книга Людмилы Коль, живая и кропотливо написанная.