Константин Сутягин. Про счастье. Без зимы. Записки художника. Живопись.
– Псков, 2012. – 256 с.
«Дневники художника – жанр не новый и довольно популярный», – так я чуть было не начала рецензию, но, взглянув еще раз на большую книгу с заголовком, нарисованным от руки, «Про счастье», подумала, что расхожие фразы, разговоры о жанре и привычные аналогии здесь неуместны. Лучше начать с истории. Впервые я увидела живопись Константина Сутягина в Интернете. Уже не помню, кто поделился ссылкой на его сайт, не помню, слышала ли я эту фамилию раньше, но очень хорошо помню первое впечатление. На картине был какой-то московский уголок, но Москвы не нынешней, а как будто из прошлого, точнее – из детства. В детстве я в Москве не жила. Но, глядя на эту картину, казалось, будто – да, жила, и все прекрасно помню... На следующей картине белел усыпанный снегом провинциальный городок, но впечатление было схожим – опять показалось, что место знакомое. Даже Париж на его картинах казался родным – будто с этим городом у меня связаны какие-нибудь щемящие воспоминания.
Я, конечно, купила его альбом, в котором, помимо репродукций, обнаружились еще и тексты. Читая их, постоянно ловила себя на том, что автор записал мои собственные мысли и даже некоторые мои наблюдения. И сформулировал их просто, оригинально, обаятельно, с юмором, с теплотой. Читая, я то и дело задавалась вопросом: мне так нравятся эти дневники потому, что мне нравятся картины художника Сутягина? Или все наоборот – я обратила внимание на его картины как раз потому, что мысли у нас с ним схожи, мироощущение схоже и его мысли просто «задают тон» его живописи?
![]() В этой книге снега почти нет... Константин Сутягин. Скоро весна. Иллюстрация из книги |
Похоже, я опытным путем доказала себе одну простую и не раз уже на все лады высказанную мысль – произведения художника (не только живописца) – это он сам, со всем набором его идей, надежд и убеждений, стиль – это человек. Все дело не в «технологии» и не в досконально изученных рецептах творчества, а в том, во что человек верит, что он ценит, что любит, чего избегает, чем восхищается, от чего отталкивается. Третья книга серии «Про счастье» повествует как раз об этом. Это записки о поездке во Францию и работе в Бретани, размышления (и шутливые, и вполне серьезные философские мысли) об искусстве, о прошлом и о современности, о России, о Востоке и Западе, о себе самом. Называется третий том серии – «Про счастье. Без зимы». Название для посвященных, то есть для тех, кто видел картины… Константин Сутягин очень любит изображать снег и вообще – зиму. А в иллюстрациях к этой книге снега нет. Почти. Зато есть много другого.
Мир современный удивительно болтлив, но о важном, о чем-то настоящем сейчас почти никто не говорит. Парадокс. Люди изголодались по искреннему и честному общению с талантливыми современниками. Книга Константина Сутягина – это возможность услышать ясную, простую, прямую речь. Он из тех, кто говорит, что думает, – смело и честно. Вот, допустим, размышления на «русскую тему»: «Например, человек становится отцом как-то очень просто (в отличие от матери), незаметно. Но потом – если вдруг дошло – он всю жизнь пытается стать настоящим отцом, «приближаясь к идеалу», двигаясь из своей точки «отец». Вектор. Или христианин. Просто покрестившись, человек уже вроде бы становится христианином – однако всю жизнь есть куда расти-развиваться, есть к чему стремиться. Или «русский». Думаю, это тоже не заданность (акцент, цвет глаз и штамп в паспорте), а скорее задача…. Вектор. Пытаться как можно лучше понять смысл-идею, заложенную в этом слове, и дать этой идее на своем примере (из своей точки) осуществиться».
А через несколько страниц уже не мысли, а, допустим, такая лирическая зарисовка: «Ветра нет, желтые листья падают очень вдумчиво, редко, всерьез: «Ну, я пошел…» Помолчал… и сорвался-полетел-закружился, сверля вниз воздух своим хвостиком».
Ах, да, забыла – а еще книга очень красиво издана. С репродукциями хорошего качества и с предисловием Валентина Курбатова.