Владимир Саньков. Путь хитреца.
– М.: Edeco, 2012. – 355 с.
«Если ты боишься опасности, оставайся на берегу». Слова великого Саади служат не только эпиграфом к дебютному роману Владимира Санькова, но и предостережением для нас, читателей. Не зная броду, не суйся в воду. Если же вы действительно решили выбрать «Путь хитреца», то настройтесь на крутые виражи.
Главы, в которых сюжет закручен, как пружина, чередуется с тяжеловесными философскими притчами, заставляющими вспомнить учение суфиев. Одна «мертвая петля» сюжета следует за другой, сплетаясь в путь главного героя к… самому себе. А все дело в том, что главный герой – удачливый «специалист по организации событий» (так он называет свой бизнес, его нанимают, чтобы «кто надо» поступил «как надо»), «великий комбинатор» современности Артем Берестага – вдруг узнает, что является виновником неизлечимой болезни друга детства. Груз вины невыносим, и Берестага принимает предложение седовласого старичка в зеленом – Зиарха – отправиться в путь к «лечебному камню». «Ты приобретешь силу, недоступную другим. Люди станут для тебя открытой книгой. А ты для них – богом». Но не это надо Артему Берестаге – он должен спасти друга от неминуемой смерти, предпосылкой которой стал его опрометчивый поступок в юности. Как не вспомнить выражение: «За все приходится платить». Берестага платит по полной – собственной жизнью, преодолевая препятствия и искушения по дороге к заветному камню. И – пробуждается: «Вся наша жизнь – сон… Настоящее пробуждение само не приходит. К нему нужно идти».
В романе две части, девятнадцать глав. «Путь хитреца» проходит в двух параллельных реальностях. Одна из них – наш мир, наша современная жизнь, другая – арихетипическая страна, куда можно попасть, осознав себя во сне. Но только если у вас в руках окажется карта той страны, название которой Цор, и вы ляжете спать, «не снимая башмаков и одежды». Действие в романе разворачивается стремительно и вмещает в себя десять дней. Друзья и недруги Берестаги в реальном мире, равно как и герои-символы из Страны Цор, те, кто остановился, пройдя лишь часть пути к вершине горы, где находится волшебный камень, – образы яркие, запоминающиеся. Вот интриганка Ева: «Модным было даже выражение ее лица». Вот «кареглазая брюнетка Элен – …девушка для …амурных разводов». Вот Ромашка – «скромная подруга Евы», чьи глаза для главного героя – «наказание за ошибки». Колоритный Натаныч – «ангел-хранитель» Артема Берестаги, и он же – Седой, его палач. А еще: Человек без имени, старуха Клише, Человек-пельмень, Люменарк, для которого «нет тайн в мире»… У каждого из них своя философия жизни, навеянная определенным «камнем преткновения»: Камнем Земли, Камнем Тьмы, Камнем Желаний, Камнем Света, Камнем Силы… И все они хотят подчинить Артема Берестагу себе, затормозить его движение к цели.
Самый главный камень всегда на вершине горы. Гравюра из книги Михаила Майеар «Убегающая Аталанта», 1617 |
Автор умело использует различные литературные приемы. Текст насыщен аллюзиями. Как не узнать в Золотом Журавле сказочную Синюю птицу счастья Метерлинка, а в коте Феофане – булгаковского Бегемота. Все это аллегории – и «замкнутая деревня», и увядающий цветок Эврициус, символ будущего науки, а также упомянутые выше Человек-пельмень, Учитель Люменарк и другие. Перифразы – «однорукий бандит» Цыбулько (по сюжету помощник Берестаги), «страх-трава».
Роман представляет собой смешение жанров – почти детективного и явно притчевого с глубоко запрятанной философской идеей. Рейдерский захват с жесткими боевыми приемами гармонично соседствует с легендой о мотыльке… «Проглатывается» эта наживка с большим аппетитом благодаря динамичному, живому изложению и ярким, захватывающим ситуациям, в которые попадает главный герой.
Развязка вызывает оторопь – неужели?! Но и это еще не все. Послесловие ученого-философа открывает нам тайну – кто же все-таки главный хитрец в этом многослойном хитроумном произведении, аналогов которому навскидку, пожалуй, и не найти.