Кира Черкасская. Путешествие в обратно.
– СПб., 2012.
Нынешнее книжное море способно удовлетворить самые разные вкусы и потребности. Рядом с изданиями, по цене сопоставимыми с ювелирными изделиями, можно найти книги, которые стоят относительно недорого. Но разве достоинства книги измеряются их продажной ценой? В последнем нетрудно встретить сочинения, изданные небольшими тиражами, как правило, с помощью спонсоров или за счет самого автора, пожелавшего рассказать о чем-то, что, с его точки зрения, не подлежит забвению. Одни при этом беззастенчиво используют изобретение Иоганна Гуттенберга для слива компромата на живых и особенно усопших. Другие, напротив, стараются воздать должное людям, достойным нашей памяти. Возможно, они не столь знамениты, чтобы их имена носили улицы и теплоходы. Но без них история была бы неполной: ведь и великие полководцы выигрывали сражения не сами по себе, а исключительно благодаря мужеству многих солдат.
Кира Черкасская, филолог по образованию, педагог по призванию, более четверти века возглавляющая литературную часть Санкт-Петербургского Большого театра кукол – БТК, озаглавила свою книгу «Путешествие в обратно – отрывки, взгляд и нечто» – так написано в подзаголовке сочинения, жанр которого определить сложно. Это и мемуары, и дневники, и мини-творческие портреты людей, с которыми автора свела судьба, и документы, о которых, вероятно, не хотелось бы и вспоминать, но из песни слова не выкинешь…
Кира Максимовна рассказывает о театре, родившемся в 1932 году, 80 лет тому назад, задолго до того, как она сюда попала сперва в качестве зрителя, а затем и сотрудника. Она, к счастью, не принадлежит к тем людям, которые думают, будто история человечества начинается с того момента, когда они становятся ее участниками. И потому подробно, с благодарностью и уважением говорит о тех, кто стоял у истоков этого театра. И повествует о том времени не как очевидец, а как исследователь. Вот почему на страницах ее книги нашлось место для всех руководителей театра, начиная с Савелия Шапиро, Михаила Королева, Виктора Сударушкина, кончая Русланом Кудашовым, нынешним главным режиссером. И, конечно, для актеров – Ильи Альперовича, Валерии Киселевой, Владимира Кукушкина, Владимира и Александра Корзаковых, Бориса Сударушкина, Любови Донсковой, Владимира Маслова, художников Владимира и Валентины Ховралевых, Леоноры Боровенковой, Дмитрия Афанасьева, легендарного завлита Иосифа Ционского и многих других, без кого не состоялась бы история БТК.
Автор не скрывает своих симпатий и антипатий, стараясь во всем разобраться объективно, воздавая должное достоинствам каждого, но не забывая о недостатках: а кто, скажите, безгрешен?.. Но взяться за перо Киру Максимовну заставили отнюдь не чужие грехи, а то добро, что сделали эти люди для искусства; чтобы те, кто побывал за 80 лет на представлениях БТК, испытали бы чувство катарсиса. К ним теперь, уверен, прибавятся и все, кто с удовольствием прочитает книгу Киры Черкасской, написанную превосходным языком.