Натлия Вагапова. Международные театральные сезоны в Белграде. БИТЕФ 1967–2007.
– М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2011. – 214 с.
В 46-й раз прошел БИТЕФ – Белградский международный театральный фестиваль. В программе – спектакли Ромео Кастелуччи, Иво ван Хове, Жоэля Помра, а также – и это веяние новых времен, возвращающих фестиваль к его истокам, – наряду с лучшими сербскими спектаклями тут можно было увидеть работы хорватов, словенцев, воеводинских венгров. Составителем программы, как и прежде, является Йован Чирилов. Приезд его в этом году для отбора российских спектаклей был отмечен знаменательным событием – презентацией книги Наталии Вагаповой, посвященной всей истории фестиваля. Знаменательно, что книга сначала была опубликована в Белграде, а недавно вышла и на русском языке.
Для театралов, выросших в 1980–1990-е годы (и, наверное, и в 1970-е), БИТЕФ был легендой, критерием «западности» Югославии и критерием мирового уровня тех советских спектаклей, которые туда попадали. Действительно, пожалуй, в связи с особым курсом Югославии – с одной стороны, с другой стороны – а на самом деле в первую очередь – благодаря вкусу, смелости и принципиальности его организаторов именно на этом фестивале стало вырабатываться представление о едином театральном пространстве. В программе первого фестиваля был уже «Стойкий принц» Гротовского – тогда еще не успевшего стать мировой знаменитостью, но возникающего в афише БИТЕФа отнюдь не как представитель «восточного блока», а как явление международной значимости. В первых же фестивалях участвовали и американский Ливинг Тиэтер, и спектакли Отомара Крейчи, «Мещане» Товстоногова и «Дионис-69» Ричарда Шехнера, «Неистовый Орланд» Луки Ронкони и «Игра снов» Ингмара Бергмана. Каждое из этих названий не только составило эпоху у себя на родине, но и вложило свой вклад в понимание, что понятие «современный театр» растяжимо от самого рискованного авангарда до утонченнейшего реализма.
Актеры по-прежнему готовы тянуть одеяло – причем не только на себя, но и на БИТЕФ... Сцена из спектакля хозяев фестиваля, 2012 год. Фото с официального сайта фестиваля |
Автор книги и безусловный лидер в изучении театра (бывшей) Югославии Наталия Михайловна Вагапова расширяет горизонт наших представлений о блестящем БИТЕФе уже и тем, что вводит местный контекст: на какой почве укоренился весь этот космополитизм, в чем белградские театральные деятели в 1960-е годы успели обогнать своих собратьев «по лагерю». Рядом с чередой прославленных на весь мир спектаклей (о многих из которых написаны книги, так что порой достаточно дать на них ссылку) свежей краской звучат описания других – здешних – Гамлетов, Робеспьеров и королей Убю… Тех, о которых мир так и не узнал, но которые – и это автор книги убедительно доказывает – сыграли для белградского зрителя роль не менее важную, чем заезжие знаменитости. Они так и остались в той Югославии, которую они критиковали под видом «Дании – тюрьмы», «революции, которая пожирает своих собственных детей», и «Польши, иначе говоря – нигде» (этими словами, как известно, обозначается место действия «Короля Убю» Альфреда Жарри – пьесы, написанной в то время, когда Польши на карте мира не существовало; как же подходят они сейчас для экс-Югославии!). Книга Вагаповой бросает нас просто в лавину общественных споров, сталкивающихся мнений о развитии «неприсоединившейся страны», где мечта о западных свободах пересекается с невероятно сильными и искренними левацкими иллюзиями…
«Местный» сюжет, конечно, достигает кульминации в эпоху развала федерации и югославских войн. Еще раз взвешиваются за и против эмбарго, распространившегося и на культурный обмен. Решение Чирилова проводить фестиваль и далее, даже если он будет включать только «свои» спектакли (затем – плюс спектакли «бродячих», «ничейных» трупп), убедительно обосновывается как раз содержанием этих кризисных фестивалей, столь нужных тем, кто не желал принимать участия в националистическом безумии.
И, наконец, совершенно справедливо главным завоеванием возрождающегося БИТЕФа становится не только появление в его афише новых мировых звезд – а возвращение туда театров из Хорватии, Словении, Македонии…
На сегодня, может, это и наиболее интересная часть программы. Завидую тем, кто увидел в квартире на улице Драгослава Йовановича пьесу невероятно талантливой Симоны Семенич «Праздник», а в Музее национальной истории Сербии (!) – спектакль Оливера Фрлича «Ненавижу правду», привезенный из Загреба. Фрлич – может, вообще наиболее характерная фигура сегодняшнего фестиваля. Словенец, которого с удовольствием приглашают – вроде «кризисного менеджера» – в разные театры бывшей Югославии. Где он проводит нечто вроде межнациональной психотерапии. В мае этого года он представил в белградском «Ателье 212» (театре, ставшем когда-то колыбелью БИТЕФа) свой авторский проект, названный по имени Зорана Джинджича, премьер-министра, убитого в результате покушения в 2003 году. Наталия Михайловна Вагапова сравнивает в своей книге Джинджича с героем пьесы Стефана Стефановича «Смерть Уроша Пятого», чья постановка в Центре культурной дезактивации стала одним из главных событий фестиваля 2001 года (в свою очередь, исторический Урош схож по судьбе с царем Федором Иоанновичем…). Джинжич стремился «восстановить достоинство своей родины и искупить преступления режима Слободана Милошевича», пишет Вагапова. Обстоятельства его смерти до сих пор вызывают вопросы. Следствие споткнулось на том факте, что найденные – и осужденные – убийцы оказались сотрудниками сербских органов безопасности. Некоторые актеры отказались играть в провокационном спектакле; многие из приглашенных на премьеру политиков демонстративно с нее удалились… О спектаклях Фрлича пишут не только критики – пишут политобозреватели. Театр все столь же важен в сегодняшней Сербии, как он был важен в Югославии 45 лет назад.