Владимир Арро. Занавес открывается.
– М., 2012. – 468 с.
Год своего 80-летия петербуржский драматург и прозаик Владимир Арро отметил автобиографической книгой «Занавес открывается». Название вполне говорящее, Арро приоткрыл занавес над своей творческой и политической судьбой и снова напомнил о себе – смысл в таком напоминании есть, поскольку последние многие годы драматург живет в Германии, а в театре, если ты только не классик, надо все время быть рядом, дружить в режиссерами, все время напоминать о себе.
«Смотрите, кто пришел!» – одна из самых известных его пьес, шла во многих театрах страны, то есть советские театральные зрители скорее всего успели увидеть спектакли по пьесам Арро, а вот новому поколению они почти не знакомы. А ведь были же постановки, и, по словам Арро, еще какие! МХАТ и Театр им. Маяковского в Москве, Академический театр драмы имени А.С.Пушкина в Петербурге, театр «Венемуйне» в Тарту (Эстония)... «Высшая мера», о которой автор вспоминает на протяжении всей книги, «Смотрите, кто пришел!» – ставшая предзнаменованием социальной перестройки, «Колея» – домашняя история о переломах во всей стране... Две – «Смотрите кто пришел!» и «Колея» – стали киносценариями, оставив прощальный привет своим зрителям.
В книге Арро рассказывает, как рождались и взрослели его пьесы, автор оставляет и зарисовки из собственной жизни – о встречах и работе со знаменитыми режиссерами, о впечатлениях, которые оставили в его душе театры, и о людях, встреченных там, сопровождается все это личными письмами. И все-таки Арро не покривил душой, когда в одной из глав обмолвился, что о личной жизни открыто говорить не может, он не так много говорит о собственной семье, хотя письма жены Арро тоже включил в книгу. История «Занавеса…» вращается вокруг одного головокружительного романа – романа автора с театром и режиссурой.
Татьяна Лаврова и Евгений Евстигнеев в спектакле МХАТа им. Чехова «Колея». Фото ИТАР-ТАСС |
Вторая половина, посвященная службе писателя в ленинградском отделении Союза писателей, как-то уж очень составлена из деталей, интересных, вероятно, по-прежнему автору, а читателям – может быть, но немногим. А вот история, долгая история продвижения пьесы «Колея» на сцену МХАТа – вот это, пожалуй, целый детектив, во всяком случае захватывающая производственная драма. Письма драматурга режиссеру спектакля Леониду Ефимовичу Хейфецу, ответы режиссера, повседневная рутина поправок, которые театр и «иные инстанции» требуют, без которых спектакль не состоится ни при какой погоде, – взгляд драматурга со стороны, из другого города, наблюдение и волнение за жизнь своей пьесы на расстоянии – эти страницы и вправду становятся захватывающими. Может, потому что жизнь писательского союза не так дорога была Арро, как жизнь его собственной пьесы? Ну, это понятный субъективизм…
Взгляд Арро очень субъективен, но едва ли реальная картина жизни писательского союза и схемы, по которой существовал советский театр, расходится с той личной точкой зрения, которую высказывает Владимир Арро. Другое дело, что новая жизнь оказалась не лучше. На место чиновников, диктовавших свои условия, пришел рынок, с которым нельзя договориться, который нельзя обойти. Тут-то, в начале 90-х, и обрывается этот бурный роман, не столь длинный, чтобы надоесть, и, видимо, не столь короткий, чтобы не суметь рассказать о нем. Арро рассказал, и сборник записок драматурга под названием «Занавес открывается» пополнил его творческую биографию еще одним приятным наименованием.