Леонид Подольский. Эксперимент: Сборник.
– М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2012. – 304 с.
Под одной обложкой – ассорти жанров. Роман «Эксперимент», две разнохарактерные повести «Лида» и «Потоп», классические рассказы «Случайная встреча», «Воспоминание», «Старики», «Дом» и квартет «Сатирических рассказов из другой жизни»: «Экстрасенс», «Переполох», «Невезучий», «Сотрясатель». И все – что называется, «за жизнь».
Марксова фраза о том, что «человечество, смеясь, расстается со своими недостатками», как нельзя лучше характеризует стиль автора в его заглавном произведении. Действие романа разворачивается в некой области России из «красного пояса». Здесь задумано построить что-то вроде игорной зоны Свободы, где вместо карт – демократия. Главные герои романа: замглавы администрации президента Алхимик, «хитрый, как евнух в султанском гареме»; губернатор, «человек из прошлого со стеклянными глазами», наемный политтехнолог Эдуард в костюме от Армани, любимое выражение которого «вы – мой проект»; министр СМИ по прозвищу Геббельс; телекиллер Плотников Максим и... народ, конечно.
Только вот, несмотря на лихой разгул демократии, эксперимент терпит крах и область погружается в прежнее состояние спячки. Не помогли ни фотосессии губернатора с известной певицей, ни показательная встреча губернатора с Алхимиком, ни демонстрации тружениц древнейшей профессии, ни парад меньшинств с огромным презервативом вместо портретов вождей. Сломался молодежный фронт «Свои», растворилась женская Партия свободной любви. Слишком вырос Индекс несбывшихся ожиданий, зашкалил базовый Индекс коррупции... И у всех – «путаница в головах». А тут – выборы! И едва не побеждает, как водится, самый сладкоголосый. Да-да, именно он – кандидат Соловей «с дивными трелями обещаний». Но тут случается бунт. Вот такая «история одного города».
В повести «Лида» интонации автора лишены иронии. Героиня «разминулась с жизнью еще при рождении». И, вырвавшись с «тонущей Атлантиды», «поселка, построенного ради угля, не ради людей», бежит в Москву, которая из мечты детства превращается в город, «из которого вынули сердце». Увы, эволюция Лиды возвращает ее домой, и круг замыкается.
Рассказ «Случайная встреча» – это разговор в аэропорту двух подвыпивших бывших коллег-медиков. Когда-то они были идеалистами, а потом один из них побывал на баррикадах во время ГКЧП, а другой «продал душу», чтобы заработать на поездку в Таиланд. И оба они запутались.
В повести-притче «Потоп» всё – сплошная метафора. А вождь Иосия и поэт Наав – две ключевые фигуры, чьи взгляды кардинально расходятся. Автор иронизирует. Он предлагает взглянуть на события, происходившие в стране, якобы перенесясь на тысячелетия в прошлое с позиций исследователя древних цивилизаций.
Дух Бунина невольно вызывает в памяти рассказ «Воспоминание». Он о безнадежной любви. И все-таки в нем – «печаль светла». В отличие от впечатлений после прочтения рассказа «Старики». А вот в рассказе «Дом» жизнь каждого героя – будь то сапожник Семен Ривик, взывающий горестно: «Кому мешала нэп?», или портного Армена Мкртчяна, который сетует: «Разве в магазине – штаны? Вот если я сошью!» – кирпич, из которого этот Дом строят. «Социализм – это кооперация», – переписывает сотый раз художник Лёва плакат для Дома. Но не успевает. Ломать – не строить. Грустная ирония нашей жизни, ушедшей в прошлое. А вот короткие рассказы-зарисовки «из другой жизни» читателя развеселят.