Юрий Поляков. Конец фильма, или Гипсовый трубач.
– М.: Астрель, 2012. – 672 с.
Гипсовый трубач – ключевой образ трилогии Юрия Полякова, окончание которой перед нами, и это, по сути, символ ушедшего в небытие СССР. Образ патриотичный, сегодня немного комичный, фарсовый (недаром на обложке в пионерском галстуке появляются то Элвис Пресли, то Фантомас), но при этом ностальгически грустный. Корни гипсового цоколя с фигурой честного и простодушного пионера глубоко уходят в пласты черноземных, глинистых и песчаных земель России, которой не откреститься от коммунистического прошлого. И не надо. Надо тщательно пережевать, промочить слюной, переварить недопереваренные кусочки истории. Выбросить токсины, впитать витамины. Эпопею Юрия Полякова можно назвать трагикомической и ностальгической сатирой, врачующим стебом, которым автор пытается совершить болезненную акупунктуру российской жизни.
Сюжет, в общем, незатейливый. Потрепанному литератору-неудачнику Кокотову, находящемуся на грани отчаяния, вдруг предлагает сотрудничество деятельный режиссер Жарынин, вместе они пишут сценарий на основе старого рассказа Кокотова «Гипсовый трубач», попутно благородно помогая бороться против рейдерского захвата Ипокренина – последнего приюта стариков – писателей советской формации (здесь, очевидно, взяты за основу разговоры о выселении писателей из Переделкина). Ипокренино, Ипокрена тоже символ творческой, талантливой Руси, которая нуждается в защите. Одновременно развивается любовная линия Кокотова и Лапузиной, которая была влюблена в него еще в лохматом пионерлагерном прошлом.
Однако растянутая основная линия не играет решающей роли. Важнее главные герои Кокотов и Жарынин – характерный тандем, выстроенный по схеме Обломов и Штольц, Холмс и Ватсон, Дживс и Вустер (читатели в Сети также проассоциировали их с дуэтом Бендер и Воробьянинов), их постоянный диалог и пикировки. Вообще, дружба-противостояние рефлексирующего трусоватого Кокотова и решительного нагловатого Жарынина – это, по сути, такая буря в стакане воды, двуликий Янус, уживающийся в одном писателе. Безусловно, важен общий фон, на котором Юрий Поляков показывает сатирические картинки, травит знаковые байки-истории советского прошлого-настоящего, истончая до прозрачности ткань, отделяющую персонажей от прототипов.
Гипсовый трубач – патриотичный, фарсовый, ностальгически грустный. Фото PhotoXPress.ru |
Как помнят читатели, в первой части была история про «чемадурики» – липовый товар, которым дурили народ в перестройку, была пародия на съемку телевизионного сюжета в Ипокренине – с капризным ведущим Имоверовым. Или, допустим, описание аудиенции Кокотова и Жарынина у высокого чина Скурятина, на входе к которому всем временно надевали дорогие наручные часы: с дешевыми он и на порог не пускал. В третьей части – это рассказ о наследстве Лапузиной, но более всего прозрачная история о запатентованном облике героя детской сказки Змеюрика. Немало в этих пассажах не только остроумия, но и меткого и едкого ехидства.
Кстати, наверняка все давно заметили: на протяжении всей книги ее пародийность подчеркивают суперговорящие имена Огуревич, Скурятин, Меделянский, Бездынько, Морекопов, братья Рубацкие, Булан Ахашени и т.д. А в общем и целом третья часть «Гипсового трубача» отличается тем, что на фоне познавательных историй, уводящих в сторону на главу и на две, все-таки начинается стимуляция и закручивание сюжета. И любовного – рохля Кокотов наконец-то проводит ночь с эмансипе Лапузиной, и социального – раскрывается секрет, у кого сколько акций на владение Ипокрениным, и герои приступают к активной борьбе с рейдером Ибрагимбековым. На протяжении семисот страниц. Не на жизнь, на смерть.