0
1314
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.09.2012 00:00:00

Мысль – тварь непослушная

Тэги: ткачева, эра бессмертия


ткачева, эра бессмертия

Богдана Ткачева. Эра Бессмертия.
– М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2012. – 524 с.

Название – «Эра Бессмертия» – срабатывает как ловушка. Обещает: никаких убийств и смертей. Все будут жить долго – вечно! – и счастливо. И если название подкупает ложным оптимизмом, то один из эпиграфов – слова героя из «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца – настораживает: «Я, на свою беду, бессмертен». Начинается захватывающе: «Ровно через сорок дней к скромному домику типового проекта, мягко шурша шинами, подъедут четыре автомобиля. Из автомобилей выйдут двенадцать мужчин со строгими лицами, все направятся прямиком ко входу». Детектив. Служба Общественной Безопасности, чья святая обязанность – изобличение диссидентов, «безмозглые клоны», тетрадь, исписанная вручную, в ней «мысли, которые никакой электронике доверить нельзя», «Государь… Живой бог», – он «не смог преодолеть… земную сущность…». Главный герой – Воронцов, еще невидимый, – с полной характеристикой «субъекта уникального», из чьей «оболочки добропорядочного гражданина вдруг вылез чудовищный монстр…». Время действия – 2074 год. Фантастика.

С первой главы становится понятно, что главный герой носит в себе нечто, что делает его преступником, опасным для общества благоденствия. Вся беда в том, что он «в отличие от человечества еще не забыл, что такое правда», а «пристрастие к правде не поощряется». «Мысль… тварь непослушная…». Губительный «вертлявый ручеек мысли» заструился в «непотребном направлении»: герой вознамерился проследить эволюцию личности Государя, подарившего миру бессмертие, на фоне эволюции цивилизации. Чтобы решить главный вопрос: кто он, Государь, – Бог или Антихрист, или… «подставной клон»? «Поневоле кажется, – пишет Воронцов, – что прежнее существование рода людского – сплошной жуткий триллер». «Записки» ведутся 40 дней и чередуются в романе с повествованием о жизни Воронцова в этот период. Один и тот же сон-рефрен – картина казни героя – создает своеобразный скелет сложного по композиции произведения. Наряду с обществом, Государем, чей год рождения – 1999, Воронцовым «эволюции» подвергаются отношения последнего с его возлюбленной – от любви до ее сознательного предательства, ибо «никакая любовь… не стоит… бессмертия!». «О чем писать в нашу счастливую эпоху? Только про инопланетян да трагическую любовь… Хотя… – говорит писатель, – лет двадцать как не видел ни того, ни другого». Эволюционирует искусство: «В искусстве бессмертных отсутствует жизнь». Изменяется человек, «сползая с пьедестала эволюции», – «венец творения достигнет роковой ступени развития… превратившись… в биоробота». На смену Богу пришли детекторы лжи. «Сытость – предел… мечтаний?» – задается вопросом Воронцов. И констатирует: «Эволюция остановилась».

Обязательный в обществе благоденствия «тест на инакомыслие» обнаруживает преступника-диссидента. Наказанием для него выносится вердикт: «ВСЕГДА будет – даже если не захочет». Воронцов видит выход для себя только в смерти: «Умереть вовремя… пока не умерла душа».


Рыба без воды – избитый символ человека, лишенного свободы.
Фото Андрея Щербака-Жукова

«…Фантазия моя… сумрачна и пессимистична», – говорит автор словами главного героя. «Эра Бессмертия» – не что иное, как антиутопия. Ведь здесь присутствует главный ее признак – пессимистический взгляд на судьбы мира.

На страницах романа представлен подробнейший разбор истории земных цивилизаций, попытка докопаться, действительно ли «ужасы минувшей эпохи» – правда. Автор через размышления главного героя строит «гипотетические сценарии» развития событий прошлого и приходит к выводу, что все они – страшнее случившегося в действительности. Стоит только представить, что Чингисхан или Сталин обрели бы бессмертие – «их деспотия стала бы вечной»? Анализируя мир возможного будущего, вместе с главным героем автор предполагает, чем грозит реальность «Эры не стареющих», которая «больше, чем сказка». «Страх потерять жизнь будет доведен до абсолюта… тогда людьми… легко будет манипулировать».

Мир будущего нарисован ярко и образно. Вот поездка главного героя в Палеонтологический заповедник мелового периода, где туристы будущего азартно наблюдают за кровавой битвой тиранозавра с трицератопсом. Вот «зрелище дикое, безумное» боя между армиями Александра Великого и индийского царя Пора, где воины – клоны с микрочипами и публика – «жаждет… боли и ужаса». Вот описание древнего Города Дравидов – случайной находки главного героя: «Перед глазами моими… угрюмо безмолвствовали… каменные строения… В ноздри тягуче заползал густой… запах древности и смерти».

«Эра Бессмертия» – произведение неоднозначное и наверняка вызовет споры. Может быть, прочтение романа побудит «сбавить шаг и понять: к чему мы стремимся…», перепрыгивая «через собственную голову»?..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1664
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1862
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1975
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4351

Другие новости