Юрий Абрамочкин. Полет сквозь время.
– М.: Сканрус, 2011. – 384 с.
Альбом фотожурналиста Юрия Абрамочкина интерен любопытным подходом и исключительным масштабом задачи, которую успешно решает автор. По сути, это рассказ о 50 последних годах истории наших стран, СССР и России, с начала 60-х годов XX столетия до нынешних дней. Ценность его в том, что Юрий Васильевич – не политик и не историк, а публицист, который исходил и изъездил нашу державу с фотоаппаратом в руках и сопроводил снимки собственными комментариями. Это не столько подписи, сколько краткие и образные эссе, перемежаемые личными впечатлениями и воспоминаниями.
Профессиональная жизнь автора началась вместе с политической оттепелью Хрущева. В 1961 году Юрий оказался в числе пяти советских журналистов, первыми снявших вернувшегося из космоса Юрия Гагарина. И сразу попал в число ведущих фоторепортеров страны. С тех пор его рабочий маршрут оказался привязан к Кремлю и Красной площади, где он фотографировал политических лидеров. Однако этот опыт лишь усилил интерес Абрамочкина к жизни простых людей и, как он любит выражаться, вообще к «человеческой комедии».
Юрий Гагарин, вполне земной. |
Он искал и находил темы и образы для стабильности и застоя, присутствовал на очередных воцарениях и столь же регулярных торжественных похоронах, открывал перестройку и радикализм сменившей ее власти. Но главное, все 50 лет своей творческой жизни был готов в любой момент отправиться в путь и искать новые дороги. Причем фотографа, по его словам, вдохновляло само движение сограждан. Он вообще считает, что капиллярная сеть наших проселков по пропускной способности не уступит артериям и венам шоссе национального значения. При этом Абрамочкин напрочь отвергает те дороги, которые никуда не ведут. Не потому ли у него нет фотографий войн?
Подлинным символом своей эпохи Юрию служат простой железнодорожный вагон и люди, с которыми он там встречается. Радостно-оживленные в предвкушении предстоящих знакомств и впечатлений. Это его настояшее профессиональное и человеческое богатство.
Лучший друг детей Ильич. |
Нельзя не признать, что Юрию Абрамочкину везло с событиями, героями, сюжетами. Может быть, потому, что с самого начала карьеры он нашел и сохранил два козыря высокого профессионала: никогда не расставаться с фотоаппаратом и не выкидывать непринятые снимки. Вот почему так тесно его архиву, но зато в нем всегда можно найти предложение не только для газеты и журнала, но и для открытки, альбома или персональной выставки.
И вовсе не случайно первый министр экономики России профессор Андрей Нечаев назвал Абрамочкина «человеком, открывшим свет», журналист Генрих Боровик отнес его к «племени мастеров», а жюри международного конкурса World Press Photo наградило премией «Золотой глаз». Присмотревшись к его фотокниге едва ли не раньше других, бывший министр культуры РФ Александр Авдеев заметил, что альбом Юрия «дополняет образы и события недавнего прошлого личным взглядом автора. Таким образом, что интереснейшие документальные снимки талантливого журналиста позволяют задуматься над историей страны и над нашими судьбами».
На митинги чаще выходят не «за», а «против». Иллюстрации из книги |
Что касается самого репортера, то он более всего благодарен своим героям. «Это они смотрят на читателя со страниц моего альбома, – уверяет Юрий Васильевич. – Это им я признателен за возможность рассказать те или иные эпизоды из их и моей творческой жизни. О том, как мы рыбачили под Москвой вместе с маршалом Коневым. Как нашли общий язык на приеме у Маргарет Тэтчер. Или о том, как меня под предлогом «пропаганды буржуазной культуры» собрались исключить из КПСС за первую съемку знаменитой группы музыкантов Boney М» на Красной площади…»
Как настоящий фоторепортер, Юрий Абрамочкин по-прежнему не упускает ни одного значимого события в жизни России и надеется снять всех, кого мечтал увидеть.