Россия Владимира Шухова. Личный фотоархив. Начало ХХ века.
– М.: ABCdesign, 2012. – 200 с.
ХХ век начинался как век инженерный. В обществе жива была вера в технические науки, в их преобразующую силу. Казалось, физики и инженеры изменят общество через его обустройство, сделают каждого человека лучше и чище, улучшив условия его жизни. И ведь действительно, изобретались устройства, создавались технологии, строились заводы, фабрики, мосты, другие самые разные сооружения. Многое из построенного в самом начале ХХ века стоит и функционирует по сей день… Да, наука и техника не стоят на месте, и сегодня, может быть, ежедневно в самых разных областях делаются открытия и изобретения. Но тогда все это имело несравнимо более громкий резонанс в обществе. Инженеры были кумирами эпохи. Слово «инженер» звучало гордо, совсем не так, как сейчас или как на излете периода застоя…
Именно поэтому так интересно увидеть начало ХХ века глазами знаменитого инженера. Имя Владимира Шухова хорошо известно многим и в первую очередь связано с Шаболовской телебашней – уникальным объектом. В свое время она была передовой конструкцией, не имеющей аналогов, сегодня – памятник технической мысли. Но это далеко не все, что было им создано. В предисловии к книге сказано, что «невозможно не отметить масштаб личности» Шухова. «Это был ученый, инженер мирового масштаба, – говорится далее. – Он первым в мире спроектировал оригинальные конструкции маяков, водонапорных башен, радиомачт. Он создавал резервуары, насосы, газгольдеры, нефтеперегонные аппараты, генераторы…» Он создавал проекты цехов и целых заводов.
Эта книга-альбом знакомит с малоизвестной стороной многогранной личности Владимира Шухова. Здесь представлен Шухов-фотохудожник. И снова все сходится удачно и естественно – эпоха, личность и художественная форма. Ведь фотография – это искусство, максимально соответствующее стилистике инженерного ХХ века, особенно его начала.
В книге пять разделов – словно пять залов на выставке. Открывает «экспозицию» раздел «Москва. Город». Увлекательнейшее занятие – разглядывать эти снимки и стараться узнавать в них современный облик столицы. Вот Большой Каменный мост – а перед ним непривычно огромное пустое пространство... Вот начало Тверского бульвара, и памятник Пушкину еще здесь, а не напротив – а чуть правее сейчас «Макдоналдс»… А вот знаменитый «грустный Гоголь» – он сидит в своем кресле еще в начале Гоголевского бульвара, а не во дворике на Никитском… Второй раздел – «События». Тут и праздник Крещения Господня на упомянутом выше Большом Каменном мосту, и крестный ход на Соборной площади Кремля, и молебен на Лобном месте, и выборы в первую Государственную Думу, и проход матросов «Варяга» по родной нам, но с таким трудом узнаваемой Мясницкой…
Третий раздел – «Индустрия». Кто бы сомневался, что эстетика заводских цехов и труб, пароходных трюмов и вокзальных дебаркадеров в исполнении Владимира Шухова зачарует не меньше, чем иные природные пейзажи. Это настоящая песня инженера о том, что он любит и создает. Четвертый раздел посвящен Крыму. Здесь острова, корабли, водопады, кривые южные улочки… И яркой кодой завершает альбом раздел «Люди». Дамы в шляпках, старики с окладистыми бородами, молодые люди во фраках и мундирах, дети на качелях… И контрапунктом к картинам мирной жизни – полные боли лица раненых солдат в госпиталях. 1914 год, где-то гремят разрывы Первой мировой… А на стенах портреты Толстого и Чехова – ведь госпиталь организован в помещении Женского клуба на Арбате…
Только инженер, но не обычный, а инженер-художник мог так ярко и точно отразить начало ХХ века. А Владимир Шухов был настоящим художником в своей области. Кто не верит – пусть сходит на Шаболовку.