ФАНТАСТИКА СО ВКУСОМ МИСТИКИ
Ховард Филлипс Лавкрафт. Некрономикон: Избр. произведения / Пер. с англ., вступ. ст., сост. Н.Бавиной.
– М.: Энигма, 2011. – 512 с. – (Коллекция «Гримуар»: литература фантастической реальности)
Между мистикой и фантастикой существует тонкое различие. Фантаст отдает отчет в условности всего, придуманного им, он пишет художественное произведение, понимают это и его читатели; а вот мистик считает, что излагает истину, скрытую от большинства, но ставшую понятно только ему. Поэтому Гоголь, Брэм Стокер, Стивен Кинг – фантасты. А Даниил Андреев, Блаватская, Рерих – мистики.
Но есть еще более трудно определимая область – фантастика, построенная на основе мистики. Тут читателю, как правило, непонятно, с явлением какого ряда он сталкивается в произведении – с авторской выдумкой или с его инфернальным прозрением. Такова литература Ховарда Филлипса Лавкрафта. Миллионы читателей во всем мире восторгаются причудливости его фантазии, но едва ли меньше тех, кто верит в то, что он не придумал, а увидел и описал иные миры, населенные ужасными хтоническими богами, которые однажды могут ворваться и в наш мир…
К сожалению, литературу ужаса у нас очень часто переводят неряшливо и поверхностно. И тогда необычное, спорное произведение превращается в однозначную трэш-литературу. Именно так было долгое время с Лавкрафтом. Его русские переводы проходили по ведомству самой низкопробной литературы. И только знатоки понимали, что он не так-то и прост.
Коллекция «Гримуар» тем и отличается, что выпускает эту самую «пограничную» литературу, что находится на грани между мистикой и фантастикой, но в качественных переводах, отражающих специфику авторского языка и его стилистики. Каждая книга сопровождается предисловием и послесловием, часто не одним, и каждое – полноценный очерк жизни и творчества или доскональное филологическое исследование поэтики автора. Уже вышло несколько томов Густава Майринка, две книги Элджернона Блэквуда, «Дракула» Стокера. Вот добрались и до Лавкрафта.
Большинство рассказов и повестей, вошедших в книгу, хорошо известны. Это самые знаковые произведения. Как и название сборника: «Некрономикон» – магическая книга, упоминаемая во многих текстах писателя и ставшая для многих читателей реальностью.
Открывает том очерк Нины Бовиной «Лицом к лицу перед пропастью темной» о жизни и творчестве писателя в контексте мистической литературы первой половины ХХ века. Эту же тему продолжает в своей зарисовке «Автопортрет на фоне инфернального пейзажа» Юрий Стефанов. Завершается книга пространной работой французского исследователя Ж.Менегальдо «Эзотерический метаязык на службе фантастического начала в творчестве Х.Ф.Лавкрафта». Все вместе помогает русскому читателю по-настоящему понять всю глубину произведений этого неоднозначного автора.
ЗАПОВЕДНИК ДУШЕВНОЙ МАТЕРИИ
Алексей Коротяев. Прости. Забудь. Прощай.
– М.: Издатель Воробьев А.А., 2012. – 182 с.
Рассказы, собранные в этой книжке, подчеркнуто просты и традиционны. В них нет постмодернистской игры и словесных шарад. Зато есть неожиданные сюжетные повороты и необычно мягкая, душевная интонация. Автор родился в Москве, но долго жил и работал в США. Видимо, поэтому у него необычное, слегка идеализированное отношение к «исторической родине». «Россия – это заповедник душевной материи».
Получив медицинское образование, автор в настоящий момент работает в хосписе. Ежедневное соприкосновение со смертью не сделало его черствым и циничным, а напротив – научило радоваться всем жизненным проявлениям. Боль и страдание в его рассказах идут рука об руку с любовью и добротой. Врач нанимает артера, чтобы он разыгрывал влюбленность перед женщинами, получившими тяжелые увечия, и этот обман во благо возвращает их к жизни... Старая театральная актриса разыгрывает черствых наследников и оставляет завещание в пользу ухаживавшей за ней до последнего часа поклонницы...
Есть в книге и откровенная фантастика. Поклонник группы The Beatles прибыл на машине времени из будущего и... заменил в группе Ринго Старра – он просто не встретился с Джоном, Полом и Джорджом... Неожиданные временные выверты помогают молодому ученому разоблачить завистника...
Главное достоинство всех этих историй – неожиданный финал.