0
4041
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.04.2012 00:00:00

Две бездны

Тэги: есин, жена, биография


есин, жена, биография

Сергей Есин. Валентина.
– М.: АКАДЕМИКА, 2011. – 674 с.

Первая часть книги Сергея Есина «Ее дни» – попытка реконструкции биографии жены писателя. Задача сама по себе весьма непростая, автору приходится удаляться и приближаться к предмету, рассказывая о юности, послевоенном быте, приходится пояснять читателю, что это не мемуары. В результате вышла совместная с женой автобиография, подчеркивающая практически невыносимую нераздельность двух самостоятельных личностей на фоне все более обострявшейся неизлечимой болезни Валентины Сергеевны Ивановой.

Она называла мужа только по фамилии: «Есин сказал; Есина дома нет… Есин, почисть картошку». Неизбежный в таком повествовании быт, казалось бы, незначительные его эпизоды, такие как перетяжка дивана, становятся драгоценными. Диван выносили во двор, приглашали опытного мастера – «имена, адреса, а иногда и телефоны таких мастеров хранились так же тщательно, как имена портних-надомниц», – предварительно «достав» ткань, кованые гвоздики и гвоздики с декоративной шляпкой, которые не выпускались с довоенных времен, и четвертинку для угощения обойщика. В таких описаниях – даже при в общем трагических обстоятельствах – Сергей Есин достигает привычных вершин образности и стиля: «Браки в те времена совершались не на небесах, а на диванах. Наверное, именно поэтому Валя так стремилась сменить этого молчаливого предателя». Сергей Есин вспоминает и о технологии творчества жены, опытного киноведа, кинокритика и писателя. В одной из поездок по недалеким городам Валентина предложила заехать в Вязники, что не доезжая Горького, ныне Твери, где Ростоцкий снимал фильм по повести Бориса Можаева «Жизнь Федора Кузькина». Съемки остановили, режиссер в непринужденной обстановке общался с известной киножурналисткой.

Семейную жизнь автора нельзя назвать безоблачной, и Сергей Есин пишет об этом вполне по отношению к себе беспощадно, не скрываясь за стилем, стилистические ухищрения ему вообще несвойственны. «В каком-то смысле Валя всегда оставалась маленькой девочкой со своим миром и своими тайнами», куда, видимо, автор допускался неохотно. «Покинув меня навсегда, Валя дала мне реванш за мое определенное равнодушие к ней и все унижения тех далеких времен». Здесь нет намерения побудить читателя к действию, добиться непосредственного интеллектуального отклика – но именно так и выходит.

Повести Валентины Ивановой «Болезнь», опубликованной в «Новом мире» в 2008 году, Лев Аннинский в настоящем издании предпослал, наряду с другими, точное замечание. «Две бездны: верхняя и нижняя – измерены одной душой». 90-й год в Крыму. Предвестие, предощущение болезни. «Это началось с волшебной луны, зависшей над Мелазом: она была так опасна, что я боялась ее и старалась обходить стороной». Находясь в больнице, Валентина Иванова писала о других пациентах с большим сочувствием. Знакомые по несчастью постепенно уходили, но была и надежда: человек по фамилии Лаврик прожил с пересаженной почкой 25 лет. За время болезни перестала узнавать катастрофически меняющуюся Москву. «Где я? Как я сюда попала? Неужели я родилась и прожила всю жизнь в этом городе?»

Раздел «Из дневников» Сергея Есина предваряет Павел Басинский: «Говорить о кресте Есина сейчас не буду – читайте его роман «Марбург». В начале этого романа точно сказано о диализе, предвидении конца, но сказано художественной правдой. Здесь же – словно бы отстраненный самоанализ. Как обратная во времени перекличка с книгой «Ее дни», запись от ноября 1996-го: «Мы всегда сражаемся только со своими ближними. Чтобы скрестить всегда готовое и наточенное копье, нужна видимая и осязаемая цель». Много записей о подробностях болезни, которые имеют право быть прочитанными только в книге, цитировать это кажется бестактным. Но не только: бездна страдания жены не замещает собой бездну знаков времени: какие-то арендаторы в Литературном институте, общественные обязанности, литература… Февраль 1986-го: «Когда был в «Знамени», прочел статью Н.Ивановой. Она отвечает Соколову… Удивился, как мне безразлично все то, что пишут об «Имитаторе»…» Но: «Чего критик не напишет, чтобы самооправдаться: до того, как «Имитатор» был напечатан в «Новом мире», он лежал у Наташи и она «не рискнула», «не пройдет», попросила заменить, и я заменил «Незавершенкой». Сергей Есин пишет о своей коллекции литературного фарфора – чтобы вдохнуть воздуха. Но основное – о жене. «На дачу поехали в воскресенье утром, с собакой и с В.С. прожили там очень мирно, в понедельник вернулись в Москву». Это «прожили» о периоде немногим больше суток говорит о том, насколько изменилась цена времени. Записи становятся длиннее. Декабрь 2007-го: «Какую же нервную систему надо иметь врачам, чтобы все это наблюдать и с таким грузом выходить из больницы. Мне бы точно это было не по силам». И короткая запись, из двух слов – как финал. Жена умерла 7 июня 2008 года.

Книга включает в себя подробную научную библиографию Валентины Сергеевны Ивановой и сравнительно короткие статьи знавших ее людей. Руслан Киреев говорит, что свою «Болезнь» Валентина Иванова написала «подробно, написала бесстрастно и бесстрашно, целую написала книгу». Михаил Лобанов говорит как раз о кресте Есина.

Объем и широта компоновки вполне оправданны. Бездна здесь громоздится на бездну, приоткрывается механика творчества Сергея Есина, от попытки изъять из собственной с женой жизни, обратить в литературу, трагического начала «Марбурга», до раздвоенности романа «Твербуль, или Логово вымысла». Как выжить с таким грузом? Но, оказывается, по силам. Потому, что помимо надежно упрятанной от непроницательных глаз христианской образности, при всем психологическом и эстетическом бесстрашии книги, автор остается в ней верным своей основной сути – сдержанности. Которой разрывающие этот текст бездны, казалось бы, не предполагают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1155
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
931
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
898
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1138

Другие новости