0
1453
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.04.2012 00:00:00

Живая бомба

Тэги: кавказ, смертница, дневник


кавказ, смертница, дневник

Марина Ахмедова. Дневник смертницы. Хадижа.
– М.: АСТ, 2011. – 352 с.

«Дневник смертницы» – это булгаковский жанр «записки покойника»: читателю заведомо понятно, что повествование будет вестись одним героем в форме дневниковых записей и что кончит этот герой плохо. Вот и в книге Марины Ахмедовой все становится ясно если не по обложке, то интуитивно с первых страниц. Дневник ведет девочка Хадижа, которую воспитывают мать, бабушка и дед в глухом дагестанском селе. Мать героини умирает, и через некоторое время Хадижу забирают в город родственники – тетя Зухра и дядя Вагаб, местный милицейский чин, который устраивает племянницу по блату на иняз университета. В городе и на учебе Хадижа, робкая сельская скромница, знакомится с совершенно иной, незнакомой доселе жизнью. Огромные суммы, которые богатые родственники тратят на одежду, свобода отношений однокурсниц с мужчинами (хотя и порицаемая), обстановка квартиры Зухры и Вагаба – городские нравы сперва удивляют героиню, а затем постепенно становятся все более понятными и привлекательными.

Но судьба героини, как мы знаем еще из заглавия, сложится иначе. Первая подростковая любовь, Махач, сын богатого генерала, которого Хадижа издали не раз видела в родной деревне, становится взаимной и трагической. Махача за убийство родного отца «ликвидируют» федералы, но перед смертью он отправляет жену (выкраденную из дома родственников) туда, где готовятся к последней поездке в Москву смертницы...

Марина Ахмедова, известный журналист, спецкор «Русского репортера», долго работавшая в самых горячих точках Кавказа, задумала показать русскому читателю, как из мирной, стеснительной и наивной деревенской девочки получается злой демон, с головы до пят укутанный в черное, несущий смерть пассажирам московского метро. Но Хадижа становится адептом джихада совершенно одномоментно и безо всяких объяснений (кроме, конечно, смерти любимого мужа). Остается неясным, как бы сложилась судьба героини, не оставь ей Махач за минуты до смерти адрес дома, где воспитываются «сестры»-смертницы: пришла бы она к этому сама, уехала бы глушить горе в родное село или осталась в Махачкале? Финал в книге вообще занимает меньше полсотни страниц, на которых описан быт будущих террористок-смертниц, эпизодические воспоминания Хадижи о своей прошлой жизни и трудная дорога в Москву на выполнение задания. Единственное объяснение, которое дает нам героиня, звучит столь же невнятно, сколь предсказуемо: «Раньше моя жизнь была темной. Теперь в нее пришел свет благодаря моим дорогим сестрам». Выходит так, что религиозное прозрение у Хадижи под воздействием гибели любимого человека случилось сразу и вдруг, и никакой особенной психологии у смертниц нет. Подтверждают это и слова «сестер» героини, каждая из которых потеряла близких людей и после этого встала на путь священной войны с неверными.

Зато очень удачна первая половина книги. Неторопливая, местами намеренно неуклюжая проза, которой нам рассказывает о своей жизни, семье, чувствах и выдумках девушка-подросток из дагестанского села. Автору удается погрузить читателя в мир, где за водой ходят с огромным кувшином к роднику, полы в доме даже летом холодные настолько, что босиком не походишь, сплетни разносятся сарафанным радио быстрее, чем в социальных сетях, а болезнь пытаются вылечить молитвой или заговорами. В мире, где слово мужчины якобы означает беспрекословное подчинение, семья Хадижи, растущей без отца, становится странным примером матриархата. Абсолютно замкнутая жизнь в пределах родного села, физически бежать из которого до поры невозможно, заставляет Хадижу искать выход в истории семьи, в фантазиях о своей прабабушке-колдунье, плетущей ковер ее, Хадижи, судьбы.


В тихом омуте черти водятся?
Фото Пати Ганиевой

И вот эта девочка попадает в большой город, где все совершенно иначе, строгие запреты соблюдаются не так уж постоянно, а деньги имеют совсем иное значение. Пожалуй, лучшие страницы «Дневника смертницы» – это описание первых эмоций Хадижи от городской жизни. Ахмедовой удается показать без искусственности, как ведет себя деревенский человек в непривычных городских условиях, имея какую-то врожденную женскую готовность жить в мире красивых аксессуаров и дорогой одежды. Понемногу барьеры поведения расшатываются, хотя вести себя так, как однокурсницы, Хадижа все равно не может. И все же встреча с давно и очень по-девичьи, издалека и в собственных фантазиях любимым Махачем окончательно ломает принципы героини. Соглашаясь на побег из дома родственников перед самой свадьбой с другим, Хадижа словно перечеркивает всю свою жизнь, данные в семье воспитание, привычки и правила. Смерть Махача обесценивает ее жертву, но Хадижа делает следующий шаг, вставая на путь джихада, чтобы обрести в этом новый смысл оставшегося короткого отрезка жизни.

Книгу Марины Ахмедовой вряд ли можно считать отвечающим на вопрос «Откуда берутся смертницы?» исследованием. Скорее это история маленького человека, вынужденного постоянно противостоять условиям, в которых он находится, потерявшего все и отомстившего миру по полной программе. Романтическая история во вполне классическом духе, почти что пушкинские «Цыгане». «Дневник смертницы» показывает, насколько близка к нам совершенно иная жизнь, где законы и страсти подчас неприемлемы для жителя стандартного российского миллионника. Так раскрывается реальность Кавказа, которая из Москвы кажется параллельной, но с которой пересечений гораздо больше, чем можно представить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1782
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
3427
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2855
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
2543

Другие новости