Марина Ахмедова. Дневник смертницы. Хадижа.
– М.: АСТ, 2011. – 352 с.
«Дневник смертницы» – это булгаковский жанр «записки покойника»: читателю заведомо понятно, что повествование будет вестись одним героем в форме дневниковых записей и что кончит этот герой плохо. Вот и в книге Марины Ахмедовой все становится ясно если не по обложке, то интуитивно с первых страниц. Дневник ведет девочка Хадижа, которую воспитывают мать, бабушка и дед в глухом дагестанском селе. Мать героини умирает, и через некоторое время Хадижу забирают в город родственники – тетя Зухра и дядя Вагаб, местный милицейский чин, который устраивает племянницу по блату на иняз университета. В городе и на учебе Хадижа, робкая сельская скромница, знакомится с совершенно иной, незнакомой доселе жизнью. Огромные суммы, которые богатые родственники тратят на одежду, свобода отношений однокурсниц с мужчинами (хотя и порицаемая), обстановка квартиры Зухры и Вагаба – городские нравы сперва удивляют героиню, а затем постепенно становятся все более понятными и привлекательными.
Но судьба героини, как мы знаем еще из заглавия, сложится иначе. Первая подростковая любовь, Махач, сын богатого генерала, которого Хадижа издали не раз видела в родной деревне, становится взаимной и трагической. Махача за убийство родного отца «ликвидируют» федералы, но перед смертью он отправляет жену (выкраденную из дома родственников) туда, где готовятся к последней поездке в Москву смертницы...
Марина Ахмедова, известный журналист, спецкор «Русского репортера», долго работавшая в самых горячих точках Кавказа, задумала показать русскому читателю, как из мирной, стеснительной и наивной деревенской девочки получается злой демон, с головы до пят укутанный в черное, несущий смерть пассажирам московского метро. Но Хадижа становится адептом джихада совершенно одномоментно и безо всяких объяснений (кроме, конечно, смерти любимого мужа). Остается неясным, как бы сложилась судьба героини, не оставь ей Махач за минуты до смерти адрес дома, где воспитываются «сестры»-смертницы: пришла бы она к этому сама, уехала бы глушить горе в родное село или осталась в Махачкале? Финал в книге вообще занимает меньше полсотни страниц, на которых описан быт будущих террористок-смертниц, эпизодические воспоминания Хадижи о своей прошлой жизни и трудная дорога в Москву на выполнение задания. Единственное объяснение, которое дает нам героиня, звучит столь же невнятно, сколь предсказуемо: «Раньше моя жизнь была темной. Теперь в нее пришел свет благодаря моим дорогим сестрам». Выходит так, что религиозное прозрение у Хадижи под воздействием гибели любимого человека случилось сразу и вдруг, и никакой особенной психологии у смертниц нет. Подтверждают это и слова «сестер» героини, каждая из которых потеряла близких людей и после этого встала на путь священной войны с неверными.
Зато очень удачна первая половина книги. Неторопливая, местами намеренно неуклюжая проза, которой нам рассказывает о своей жизни, семье, чувствах и выдумках девушка-подросток из дагестанского села. Автору удается погрузить читателя в мир, где за водой ходят с огромным кувшином к роднику, полы в доме даже летом холодные настолько, что босиком не походишь, сплетни разносятся сарафанным радио быстрее, чем в социальных сетях, а болезнь пытаются вылечить молитвой или заговорами. В мире, где слово мужчины якобы означает беспрекословное подчинение, семья Хадижи, растущей без отца, становится странным примером матриархата. Абсолютно замкнутая жизнь в пределах родного села, физически бежать из которого до поры невозможно, заставляет Хадижу искать выход в истории семьи, в фантазиях о своей прабабушке-колдунье, плетущей ковер ее, Хадижи, судьбы.
В тихом омуте черти водятся? Фото Пати Ганиевой |
И вот эта девочка попадает в большой город, где все совершенно иначе, строгие запреты соблюдаются не так уж постоянно, а деньги имеют совсем иное значение. Пожалуй, лучшие страницы «Дневника смертницы» – это описание первых эмоций Хадижи от городской жизни. Ахмедовой удается показать без искусственности, как ведет себя деревенский человек в непривычных городских условиях, имея какую-то врожденную женскую готовность жить в мире красивых аксессуаров и дорогой одежды. Понемногу барьеры поведения расшатываются, хотя вести себя так, как однокурсницы, Хадижа все равно не может. И все же встреча с давно и очень по-девичьи, издалека и в собственных фантазиях любимым Махачем окончательно ломает принципы героини. Соглашаясь на побег из дома родственников перед самой свадьбой с другим, Хадижа словно перечеркивает всю свою жизнь, данные в семье воспитание, привычки и правила. Смерть Махача обесценивает ее жертву, но Хадижа делает следующий шаг, вставая на путь джихада, чтобы обрести в этом новый смысл оставшегося короткого отрезка жизни.
Книгу Марины Ахмедовой вряд ли можно считать отвечающим на вопрос «Откуда берутся смертницы?» исследованием. Скорее это история маленького человека, вынужденного постоянно противостоять условиям, в которых он находится, потерявшего все и отомстившего миру по полной программе. Романтическая история во вполне классическом духе, почти что пушкинские «Цыгане». «Дневник смертницы» показывает, насколько близка к нам совершенно иная жизнь, где законы и страсти подчас неприемлемы для жителя стандартного российского миллионника. Так раскрывается реальность Кавказа, которая из Москвы кажется параллельной, но с которой пересечений гораздо больше, чем можно представить.