Элла Матонина. Счастливая жизнь. Путешествие по жизни и страницам книг 1883–1954 гг.
– М.: У Никитских ворот, 2011. – 632 с.
Философы древности утверждали, что достаточно только таких человеческих способностей, как память и воображение, чтобы постичь время – эту главную вселенскую загадку. Основатель феноменологии, немец Эдмунд Гуссерль добавил «ощущения», «воспоминания» и «суждения».
Толстые умные книги всегда настраивают на философский лад. И недаром мне вспомнился Гуссерль с его феноменологией. Потому что именно описанный им «жизненный мир» стал главным героем книги, кстати, удостоенной национальной премии «Лучшие книги и издательства года – 2011». Роман «Счастливая жизнь» Эллы Матониной – изданный в добротном узорном коричневом переплете с золотым тиснением – самая настоящая семейная хроника со всеми атрибутами этого жанра: с хaризматичными главными героями и огромным количеством не главных; с семейными драмами и тайнами, которые, как водится, оказывают роковое влияние на судьбы героев и героинь; с хитросплетением любовных, дружеских и родственных отношений; с приметами тех 100 лет, в которые довелось жить этой большой семье. Приметами выпуклыми и живописно раскрашенными. Даже эпиграфы к роману – сложносочиненные, будто бы предваряющие старинную английскую литературу. И, что самое главное, в этой книге есть История, не только обозначаемая датами 1914, 1917, 1941, 1945 – теми знаковыми датами, которыми отмечены все без исключения российские семьи. В книге есть История, обозначенная самыми важными датами этой семьи, история увлекательная, иногда невероятно мистическая, но на протяжении всего романа очень подробно-трогательная. Именно так обычно пишут о любимых людях, своих корнях, о том, что зовется памятью.
Русское дворянство конца XIX века, а герои романа относятся к этому классу, очень часто попадало в немилость к историкам из-за того, что было не способно ответить стремительно меняющейся жизни достойным поступком. Поступком, который не только помог бы сохранить жизнь и родину всей семье, но и подтолкнул бы к конструктивному переосмыслению перемен. Последнее важнее всего. Семья Никитаевых всеми своими поколениями опровергла миф о дворянской нерешительности, сословной ограниченности и с успехом перенесла кодекс дворянской чести в новое время. Поскольку искренне считала, что какое бы правительство ни сидело в Кремле, работать надо трудно и честно, помогать ближнему, заботиться о стариках и детях. И сделать так, чтобы следующее поколение семьи из-за твоей безответственности не оказалось на государственном пепелище. Конечно, никто из них таких громких слов не говорил, и на кухне, в гостиной и спальне они решали свои домашние, семейные проблемы. Но и в масштабе государства, и в масштабе семьи – и там и там люди разумные и нагруженные багажом обязательств предпочитают умеренность суждений, взвешенность поступков и безусловное предпочтение тяжелого сегодня ради светлого завтра.
Национальный вопрос и мультикультурность – это не термины сегодняшних новостных каналов, это реалии нашей страны 20-х, 30-х, 40-х и 50-х годов XX столетия. В романе «Счастливая жизнь» среди главных героев – русские, украинцы, евреи, поляки, немцы. Город, в котором они живут, многоязычен, многоконфессионален, порой традиции и обряды его жителей входят друг с другом в противоречие, но все отступает на второй план в час беды. Различные ветви никитаевского клана жизненно переплетаются с представителями разных национальностей, а бытовые сценки, очень колоритно изображенные автором, еще раз напоминают, что «бывших» соседей не бывает. Сосед – навсегда останется твоим соседом, даже если и жили вы бок о бок совсем недолго.
Несмотря на то что в книге целая череда безусловно ярких личностей-мужчин, «Счастливая жизнь» – роман о женщинах: женщины были «последним бастионом» в самое тяжелое и переменчивое время. Поскольку мужчины этой семьи сражались на фронтах, поднимали промышленность, развивали науку. И женщины, с их тягой к патриархальному укладу, которая самым невероятным образом сочетается с идеями эмансипации, умудрялись влюбляться до обмороков, дружить до слез, работать как мужчина, воевать на фронте и сохранить домашний очаг с многоголосой детворой, с белыми льняными скатертями и серебряными ножами для масла. И никакие завихрения социального или политического толка не могли их разубедить в важности белых носочков, шляпок, большого букета георгин на вышитой салфетке и нарядов из шелка или солдатской шинели, купленной на черном рынке.
За каждым поворотом сюжета, за каждым вздохом героини и за каждым подвигом героя всегда прячется автор. Его мысли, его жизненный опыт и, наконец, его убеждения. Закончив читать последнюю главу «Счастливой жизни», я уже точно знала, что хотела сказать Элла Матонина. А именно – одно из самых ценных наследств, которое каждый из нас может оставить потомкам, – это опыт повседневной жизни.