Елена Овсянникова, Николай Васильев, Марианна Евстратова, Олег Панин. Архитектура авангарда. Москва. Вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов. Справочник-путеводитель.
М.: Издатель С.Э.Гордеев, 2011. – 480 с. – (Красная книга).
Выход этого справочника-путеводителя – долгожданное событие для всех знатоков архитектуры рубежа 20-х и 30-х годов, как любителей, так и профессионалов. Конечно, по данной теме выходило множество книг (особенно в последние два десятилетия), но не было квалифицированного издания, где все сохранившиеся московские постройки архитекторов-авангардистов были бы кратко и емко описаны, сфотографированы, нанесены на карту. В книгу вошли сведения о 500 московских зданиях – от всемирно известных клубов Константина Мельникова до школ, гаражей, общежитий, бань, казарм и радиостанций, ранее не включавшихся в подобные реестры. Авторы работы – признанные специалисты в своей области: в частности, Елена Овсянникова – профессор МАРХИ, историк русской архитектуры, Николай Васильев – искусствовед и опытный экскурсовод.
У «айсберга» московского архитектурного авангарда есть огромная подводная часть – забытые учеными, не описанные и даже не упоминавшиеся в литературе постройки 1920–1930-х годов. Большинство из них имеет фирменные черты архитектуры авангарда – в области планировки внутренних помещений, отделки фасада либо расположения на местности (если это целый комплекс зданий). Именно на эти малоизученные памятники сделали акцент авторы справочника. Не обойдены ими стороной также Мавзолей Ленина, здание Центросоюза, павильоны первой очереди метро и другие хрестоматийные сооружения той эпохи.
Книга структурирована по топографическому принципу, снабжена подборкой карт, а в конце ее помещены алфавитный указатель архитекторов и список зданий. Практически нет такого уголка Москвы, где не существовало бы авангардных построек. Даже в подмосковных в ту пору районах Бутово, Тушино, Сетунь строились здания в этом силе. Кстати, от использования термина «конструктивизм» авторы отказались в пользу более универсального «авангард». Его основные особенности в архитектурном аспекте – смелое сочетание прямоугольных и цилиндрических объемов, ленточные окна и окна-иллюминаторы, угловые (иногда закругленные) балконы, имитация плоской кровли, техницизм планировки (дома в форме самолетов, кораблей, паровозов, автомобилей и даже отдельных деталей – например, шестерни). Не все интересующие авторов постройки были осмотрены в натуре, ведь ряд московских зданий 20–30-х годов находится на территории режимных объектов, а туда даже исследователей-профессионалов пускают неохотно.
Одна из основных задач издания, не случайно вышедшего под грифом «Красная книга», – привлечь внимание общественности и властных структур к проблеме охраны наследия авангарда. Ни для кого не секрет, что многие московские памятники той эпохи пребывают в весьма плачевном техническом состоянии. Дом Наркомфина – самый грустный тому пример, но также внушают тревогу комплекс общежитий на Большой Пироговке, жилой массив на Преображенском Валу, типография АО «Огонек» на Самотеке. Некоторые упомянутые в справочнике здания оказались, к сожалению, утрачены, пока книга готовилась к печати. В числе недавних потерь – корпус общежития МЭИ в Анненгофской роще. Авторы недоумевают, каким образом в 2009 году были исключены из списков культурного наследия «Буденновский поселок», «Усачевка», «Нижняя Пресня» и ряд других ценных градостроительных объектов, входящих во все зарубежные учебники архитектуры. На судьбу многих памятников авангарда, прямо говорится в предисловии, «оказывают большое влияние коммерческие интересы», а чиновниками распространяется миф о «поголовной ветхости построек такого рода». Составители особо указывают на здания, ныне находящиеся под угрозой саморазрушения или сноса, и призывают всех, от кого зависит их судьба, приложить максимум усилий для спасения памятников.
При описании зданий авторам приходилось ограничиваться минимумом архитектурной информации: ведь если о зданиях 20–30-х годов собрать все исторические сведения (включая городские байки и биографии знаменитых жильцов), книга сама оказалась бы размером с какой-нибудь конструктивистский дом. Но и то, что вошло в справочник, дает богатую пищу для размышлений. Одни обратят внимание на схемы жилых кварталов и убедятся, сколь уютно, гуманно и рационально были спроектированы 80 лет назад эти «рабочие городки». Другим покажется удивительным, как много зданий тех времен построено неизвестными авторами – причем анонимны даже такие выдающиеся сооружения, как издательство «Молодая гвардия». (Напомним, ультраколлективистская идеология 1920-х годов отрицала личное авторство.) А кто-то с удивлением обнаружит в этой книге дома, мимо которых он проходил или проезжал тысячу раз, не задумываясь, к какой эпохе принадлежит постройка. А она, оказывается, неотъемлемая и яркая часть авангардного созвездия московской архитектуры.
Для московской архитектуры авангарда здание в виде автомобильной фары – не редкость. Гараж Госплана на Авиамоторной улице. Архитекторы Мельников и Курочкин. 1934–36. Фото автора |
Замечательно, что в книге – в соответствии с научным принципом историзма – приведены первоначальные названия домов. Названия эти сегодня могут показаться непонятными и даже смешными. Жилые дома кооперативов «Меховщик» и «Шерстяной работник», административное здание Кожсиндиката и клуб Дорпрофсожа. А вот, к примеру, дом на Петровке, в котором сегодня заседает Мосгордума, построил в 1928 году и заселил своими работниками кооператив «Жир-кость». Ну, хорошо хоть, не «Рога и копыта».