Виктор Пелевин. S.N.U.F.F.: Утопия.
– М.: Эксмо, 2012. – 480 с.
Книга Пелевина относится к довольно-таки редкому типу романов-автореферентов. Собственно, автореференция – один из наиболее часто используемых Пелевиным приемов. Суть ее в том, что нечто высказывается о множестве предложений, включающем само высказывание. Это приводит к разнообразным парадоксам, апориям и софизмам.
Типичный парадокс автореференции – так называемый парадокс лжеца («То, что я сейчас утверждаю, ложно»). Он также известен как парадокс критянина Эпименида («Все критяне – лжецы»). Независимо от того, считаем ли мы эти высказывания истинными или ложными, мы приходим к противоречию. Предложения такого рода принципиально не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты в пределах того языка, на котором они изложены (для этого необходимо сконструировать метаязык).
По-видимому, Пелевин считает, что подобные парадоксы ведут за пределы разума и двузначной логики к бесценным откровениям восточной мудрости. Именно находчивость и неистощимость Пелевина в придумывании парадоксов автореференции придает его диалогам специфические шарм и неотразимость.
Но в этот раз весь роман как таковой представляет собой разновидность парадокса лжеца. В самом деле, называется он «S.N.U.F.F.». В тексте объясняется, что это сокращение от «церковноанглийского» Special Newsreel/ Universal Feature Film, «спецвыпуск новостей/ универсальный художественный фильм» (с. 359). Орфографическая ошибка в расшифровке подчеркивает, что английский язык для героев является вышедшим из употребления сакральным языком, как для нас – латинский или церковнославянский.
В романе говорится, что ровно половину экранного времени в снафе занимает порнография. Вторая половина – это сцены реального насилия. По сути, это инсценированная пропаганда, производством которой занимаются профессионалы высокого класса – «сомелье».
Снафы нужны для скрытого порабощения одной частью человечества другой. Но, как всегда у Пелевина, образуется «логический круг»: порабощение одной частью человечества другой нужно лишь для бесперебойного производства снафов – жертвоприношения богу денег и информации Маниту.
Выходит, что роман «S.N.U.F.F.» – это действительно снаф: половину текста занимает интеллектуальная порнография, а половину – сцены насилия, вполне реальные, поскольку навеяны гражданской войной в Ливии. Значит, перед нами скрытая пропаганда, изготовленная сомелье Пелевиным. Это одновременно и разоблачение культа Маниту, и жертвоприношение на его алтарь┘
P.S. Есть в романе еще один скрытый парадокс автореференции. Киборг Кая показывает Дамилоле, как обмануть защитные цепи мозга, ограничивающие выработку гормона удовольствия (допамина/дофамина) при оргазме. А именно – как раскачать качели удовольствия так, чтобы они сделали «солнышко».
Чтение романа «S.N.U.F.F.» – это способ ввести самого себя в состояние «допаминового резонанса». Если, конечно, вы поклонник Пелевина...