Без глубокого подтекста...
Фото Михаила Бойко
В. Инбер Смерть луны: Рассказы.
– М.: Текст: Книжники, 2011. – 158 с.
Вера Инбер начинала как одаренная поэтесса, но талант истощается в попытках приспособиться к общественной системе и комфортной жизни. Становиться советским классиком опасно для вдохновения. Ранее творчество писательницы идет от неискаженного внешним давлением восприятия. В 1920-е годы она работала журналистом, писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж (в 1924–1926 годах в качестве корреспондента жила в Париже, Брюсселе и Берлине). До Великой Отечественной войны были популярны ее рассказы, написанные в 1924–1938 годах.
Родители Веры Инбер: Моня Шпенцер был владельцем типографии и руководителем издательства, Фанни Бронштейн – заведующей еврейским девичьим училищем, в их семье жил и воспитывался Лев Троцкий в пору своей учебы в Одессе в 1889–1895 годах. В сборнике писательница живописует быт, рассказывает причудливые истории из еврейской жизни советской Москвы 20-х годов и по воспоминаниям о Причерноморье. Но евреи в любом местечке, городе, стране остаются узнаваемыми в своем бытии и речи.
Герои коротких рассказов Инбер: Эммануил Соловей, портной, семьянин, который неожиданно влюбляется в красавицу-актрису; Иосиф Корингер, сапожник, который судит о намерениях людей исключительно по качеству обувки; братья Копельман: монтер и гастролер – укротитель змей; Хаим Егудович Корнер, у которого Учредительное собрание в печенках...
В «Квартире № 32» – жесткий регламент коммуналки, примусы, «тараканьи митинги» и «негодующий голос Эсфирь Абрамовны», выговоры товарища: «Если буржуазное происхождение затесалось сюда, то оно должно вести себя соответственно».
Наиболее интересным произведением сборника можно назвать «Смерть луны», недаром название появилось и на обложке книги. Это полноводная проза о «потрясениях» юности на уроках космографии. Причиной переживаний послужили опыты учителя Фомы, разжигающего «огонь познавания» в детях смертью птицы из-за отсутствия воздуха. А рассмотрев в телескопе «мертвую» Луну, подростки «глубоко и болезненно были уязвлены» ею. Ведь когда-нибудь и Земля будет так же мертва, и «все мы, начиная от Аттилы┘ и кончая Розой Вигдорчик┘ осядем легким ноздреватым пеплом на мертвой планете».
Вера Инбер сочиняла непривычные и смелые сочетания слов и понятий, которые делают ее рассказы «вкусными». В рассказе «Соловей и роза» она дает рецепт московской весны: «приправленная гармоникой┘ и далеким гулом трамвайного прибоя», в рассказе «Смерть луны» улица, как река, впадает в бульвар. Тексты В.Инбер – проза, написанная поэтом: лебедь «был пышен и бел, как подушка на няниной кровати» и «зелень, похожая на зеленую кровь», «яростное кипение» листьев.
Без глубокого подтекста... Фото Михаила Бойко. |
Ранняя проза – самое яркое правдоподобие жизни. Правда в том, что «еврейская линия обозначилась, когда погромленных начали к нам свозить┘ как покалеченную мебель». Опыт детства есть и в рассказах «Параллельное и основное», «О моем отце», «Не плачь, Нинель».
Ее истории простодушны и прозрачны, без глубоких подтекстов. Сюжет однолинеен, но каждая следующая мысль украшена самобытными образами. Однако именно интриги и откровения слегка недостает в этих рассказах.