Милый, ты не будешь ни с кем ругаться в поезде?
Фото Александра Курбатова
***
Я бы никогда не думал, что буду доставлять столько мучений этой милой маленькой женщине.
– Что? Уже успокоился? – спрашивает она зловещим голосом и, блестя большими серыми глазами, одергивает руку, которую я ловлю губами.
– Успокоился, – отвечаю я.
Она вспыхивает от гнева.
– Так в чем же дело, голубка?
– Ни в чем.
– Ну, скажи же, скажи!
– Можешь прочитать┘ Или нет, давай я сама. Слушай┘ «Адвокат Липкин, неловко спрыгнув на ходу с трамвая № 10, сломал себе ногу». Успокоился наконец?
– Вот дурак, – говорю.
– Дурак? – переспрашивает она насмешливо. – Дурак? А кто всегда на ходу прыгает в трамвай? Кто?
– Не знаю, милая.
– Ах, ты не знаешь?! Значит, я прыгаю?.. Я прыгаю, по-твоему?
– Нет, дорогая, ты тоже не прыгаешь.
Она смотрит на меня умоляюще и берет за руку.
– Милый! Ну дай мне слово, что ты больше не будешь прыгать┘
– Даю, родная┘
– Честное слово?
– Честное благородное слово!
Некоторое время мы молчим, потом она предупреждает:
– Ну, смотри же! – и опять ласково: – Я вечно о тебе беспокоюсь, голубчик. Ты очень устал на службе, скажи?
– Совсем нет, моя милая.
– Может быть, хочешь поскорее обедать?
Я весело потираю руки:
– О-го-го! Еще бы не хотеть!
Она поджимает губы и смотрит на стенку:
– Еще бы не хотеть┘ Значит, опять не завтракал?
– Нет, я┘
– Посмотри мне в глаза┘ Так и есть.
Она пожимает плечами и говорит совсем чужим голосом, выражающим крайнюю усталость и безразличие:
– Ну, что же. Расстраивай себе желудок. Расстраивай┘
– Да я же тебе говорю, милая┘
– Расстраивай, расстраивай. Авось наживешь себе катар, воспаление слепой кишки. Тебе мало, как тетя мучилась. Мало?
– Ну, ради же бога, голубушка┘
– А разве фрукты моешь ты когда-нибудь? Моешь?.. Молчишь! К чему говорить, раз ты все равно поступаешь по-своему. К чему?
– Да я же мою фрукты!! – исступленно кричу я. – Ей-богу же, мою┘
Она безнадежно машет рукой:
– Мой, голубчик, не мой, теперь мне уже все равно. Я устала повторять одно и то же┘ Получай себе холеру, катар, что угодно┘ Довольно я уже намучилась! До-воль-но┘
Она плачет. О, господи, она еще плачет!
Некоторое время слышатся только ее плач и мое чмоканье ее рук. Наконец она чуть-чуть успокаивается.
– Ты не будешь больше есть немытые фрукты? Не ббу-ддешь?
– Ни за что, милая┘ Ни за что на свете┘
– И будешь их мыть кипятком?..
– Буду.
– Что будешь?
– Кипятком мыть.
– И с борной?
– И с борной.
– Честное слово?
– Честное благородное слово!
– Ну, смотри! Ты ведь знаешь, как я о тебе беспокоюсь, милый┘ Как тебе не стыдно так меня мучить?
– Ну, прости меня, деточка┘ Ну, ради бога┘
– Противный┘ Смотри, какая я из-за тебя – рожа┘
– Ммммилая┘
– Ммммилый┘
***
– Можешь уже радоваться! – говорит она злорадно.
Я пока не радуюсь.
– В чем дело, голубушка?
– В чем дело? Ты не знаешь? Да?.. Читай! Нет, дай сюда, я сама: «Смерть от заражения крови»┘ Ты слушаешь?
– Слушаю.
– «Смерть от заражения крови». В Рязани, уколовшись об острие пера, скончался от заражения крови довольно популярный среди населения врач Каплин». Вот!
– Я пишу карандашом, – мрачно лгу я.
Она язвительно покачивает головой:
– Чтобы сломать кончик и попасть себе в глаз? Значит, уж забыл, как мучился Алексей? Забыл?
Я начинаю бегать по комнате и, как безумный, кричу:
– Господи! Да что же это, наконец?! Пером – нельзя, карандашом – нельзя, носом – нельзя, носорогом – нельзя, беге┘
Ее глаза широко открыты, а губы начинают подергиваться.
– А-а-а-а!.. Ты вот как со мной теперь разговариваешь? Ты вот как со м-мной теперь┘
Она плачет.
Я долго бегаю в безысходном отчаянии, но в результате опять целую ее руки.
– Ну, перестань┘ перестань же, детка. Ну, милая, м-милая, ну┘
– Поч-чему т-ты теперь та-кой грубый?
– Ну, прости, деточка. Ну, успокойся┘ Ну, сама же посуди, как мне писать бумаги – раз ни пером нельзя, ни карандашом. Ну, как?
– А разве я говорила, что пером нельзя? Конечно, пером┘ Только осторожно всегда надо, а ты вечно во все стороны размахиваешь┘ Я ведь тебя знаю, потому и говорю. Ведь для твоего же добра┘
– Ну, я не буду размахивать, ей-богу, не буду.
– Честное слово?
– Честное благородное слово!
– Милый. Ты ведь знаешь, как я о тебе беспокоюсь┘ Ни о ком так не беспокоюсь, как о тебе. Ты ведь всегда что-нибудь выкинешь.
– Ну, я не выкину. Ей-богу.
– Смотри же┘ Обедать хочешь?
– Так себе, деточка. Не так чтоб очень.
Она тревожно дотрагивается до моего лба.
– Ты здоров?
– Здоров.
– Почему же у тебя нет аппетита?
– Что ты, милая? У меня волчий аппетит, прямо волчий!
– Так почему же не хочешь обедать?
– Что ты, дорогая! Как не хочу? Очень даже хочу. Сказала!!
– А ты завтракал?
– Завтракал.
– Ну, то-то. Я так о тебе всегда беспокоюсь, ужас┘
– Напрасно, моя хорошая┘
– Напрасно? Тебе хорошо говорить. А вдруг тебя у меня не будет? Что я тогда буду делать?
– Но этого же никогда не будет, милая.
– Никогда! Разве только если я на время уезжаю в командировку.
Тогда, провожая меня на вокзал, она умоляет:
– Милый! Ради бога, не затевай ссор в вагоне┘ Ты ведь постоянно┘ И не высовывайся┘ Хорошо?
– Хорошо.
– И собак не будешь дразнить?
– Не буду.
– Ну, до свидания. Иди в вагон, ради бога. Скоро второй звонок┘ Пиши┘
По приезде на вокзале мне подадут телеграмму:
«Почему нет писем? Беспокоюсь».
Журнал «Солнце России», 1911 год. Публикация Рафаэля Соколовского.