0
2261
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.07.2011 00:00:00

Договор с вечностью

Тэги: геворкян, стихи


геворкян, стихи

Сергей Геворкян. Глазами внутрь.
– М.: Водолей, 2011. – 192 с.

Cергей Геворкян – московский поэт, организатор поэтических вечеров в Каминном зале ЦДРИ и ежегодного поэтического фестиваля «Акупунктура», автор шести сборников стихотворений. Публикуется с конца 1990-х годов. Первая книга, с ныне парадоксально звучащим названием «Ночной дозор», вышла в 2000 году.

Геворкяну – 37. Кажется, что за этими словами должны последовать поздравления и аплодисменты, но говорю в других целях. Просто именно эта дата определяет одну из особенностей его поэтики: лексическую затянутость высказывания. Стихотворение длится, даже когда не ждешь продолжения, – и здесь наблюдается стремление к продлению срока: недаром книга начинается со стихотворения о смерти Пушкина. Апеллируя к словам Бродского о том, что длинная строка оттягивает смерть, можно увидеть и здесь в длинном высказывании сознательное откладывание развязки.

Возраст кризиса становится осознанием некоего рубежа и подведения итогов. Иллюзии молодости уже позади – но нет еще и пожилого смирения. Вместо этого – только подход к смирению, попытка свыкнуться с обстоятельствами:

Плевать на ружья заряжены,

Тот свет, чуму, тюрьму, суму┘

Проходит жизнь, уходят же ны,

Но привыкаешь ко всему.

Книга разделена на три цикла: после первого – «37» – следуют еще два, «Две тысячи любой» и «Седьмая земля», по 49 и 27 стихотворений соответственно. Не вдаваясь в числовую символику, легко проследить в таком композиционном строении логическую подоснову: к отступившему возрастному отрезку присовокупить еще два – и тем как бы продлить земное существование. Отличительной чертой поэта Геворкяна я бы назвал чрезмерность. На презентации книги в ЦДРИ автор читал долго – порой казалось, что слишком долго; книга глобальна – 113 стихотворений (а это почти 37, умноженное на 3), продленность – и в рамках одного стихотворения┘ Автор послесловия к книге, эстетически близкий поэт Сергей Арутюнов, метафорически обозначает то, что «некоторые сочтут немыслимой затянутостью» и «нечеловечески верной геометрией», как признаки «стука в вечность». Есть и здесь своя правота: кажется, что с вечностью заключается договор о продлении срока. Интенция стихотворений, вошедших в третий цикл, как бы готовит запасной выход: взгляд на то, кем лирический герой будет в следующей жизни, лейтмотив перерождения.

В будущей жизни стану героем – слишком

Стыдно за эту.

Но пока что длится «эта» –

Мир не по вкусу. Время – не по нраву.

Они сошлись – нутро мое полоть,

Но я в них был и дальше буду –вплоть

До заключенья в новую оправу.

Стремясь выйти за рамки себя, будучи безмерностью в мире мер – и тем утверждая себя в дефиниции поэта, – Геворкян ставит во главу угла стилевую эклектику. Я не знаю, владеет ли поэт языком, данным по национальности, но ощущение – именно двуязычия, того вида «эмигрантской безграмотности», при которой не вполне органичное владение русским рождает индивидуальный художественный стиль. Столкновение различных лексических пластов – книжная лексика в соседстве с экспрессивной, реминисцированные цитаты, слова, семантически далекие друг от друга, поначалу коробят, но затем привыкаешь к ним и начинаешь считать неотделимыми от всего творчества Геворкяна. Это словно попытка выговориться перед концом – порой беспорядочно. Поэт лексически всеяден: в одном стихотворении могут сочетаться различные культурные аллюзии – от античности до «библиотеки Иоанна Грозного» и тютчевского «молчи, скрывайся и таи» (рифмующегося с блоковским «аи»), а просторечное «мочится» – рядом с шекспировским Фальстафом:

Как в Китае есть виды на каждую рисину –

Так любую судьбу дорисует подстава.

Молча мочится дождь на грядущую лысину,

И всеобщий фальстарт забавляет Фальстафа.

Впрочем, настоящий поэт всегда варвар, всегда безграмотен – в том смысле, что изобретением нового художественного языка «отстает» от нормативности, идет непроторенной дорогой. Геворкян делает это в рамках строгой силлаботонической матрицы, чуждаясь распада логико-грамматических связей: содержание свежо – но и архаизировано одновременно, порой с гумилевским распевом и его отточенностью. О верлибре говорится слегка презрительно:

И лучше нам, в конце концов,

Слагать катрены для Матрены,

А не верлибры для скопцов.

Точка соприкосновения со своим поколением, болезненно пережившим слом советской эпохи, – субъективное ощущение неудачничества, гипертрофированно развернутое в послесловии Сергеем Арутюновым. Своим собратьям Геворкян дает беспощадно-прямое и горькое определение: «Мы – с факультета вымерших вещей». Глаза поэта смотрят внутрь себя – и одновременно внутрь поколения. Лета если и не гонят шалунью-рифму – то побуждают к прямоте и некоторой публицистичности высказывания. Голос – не громкий, не орущий, но изрекающий истины с трибунно-твердокаменной убежденностью.

Бросались одни – под танки.

Другие – писали в стол.

А я, как зародыш в банке,

За всех, кто не сбылся, зол.

Зародыш в банке – почти характеристика собственной беспомощности. Все сказано. Остается или соглашаться, или опровергать. Отсюда – и характерный для стихов Геворкяна межтекстовый импульс: множество эпиграфов, из сора которых, то протестуя, то развивая исходную мысль, вырастает стихотворение. Одновременно такой способ построения высказывания служит точкой опоры: есть за что ухватиться. Зачастую с помощью подобных обыгрываний Геворкяном рождаются талантливые афоризмы:

В одном спасенье – в том, что время лечит.

Вот только жаль, что мы – и есть болезнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1448
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
910
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
649
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
899

Другие новости