0
1241
Газета Проза, периодика Интернет-версия

30.06.2011 00:00:00

Матрешки в разрезе

Тэги: вачедин, россия, германия


вачедин, россия, германия

Дмитрий Вачедин. Снежные немцы: Роман, рассказы.
– М.: ПРОЗАиК, 2010. – 304 с.

Усвоение опыта зарубежной литературы в ареале русской – процесс, который, исторически так сложилось, превратил саламандру в антилопу гну. Стал катализатором, высвободил массу энергии. Все началось с путешественников, полиглотов и энциклопедистов. Первые русские классики знали кто-то по одному, но большинство по нескольку языков. Они пользовались всеми вытекающими из этого возможностями. Одни занимались основами, не всегда фундаментальными, их дело было делом паромщиков, о других уже говорили, что они – мосты. Но совершенно точно – без западноевропейских писателей многие наши гении запомнились бы нам по другим причинам. Сегодня важность понимания вещей, которые происходят в мире иностранной словесности, остается прежней. И углубляться в эту кроличью нору по-настоящему могут только избранные: либо профессиональные переводчики и редакторы, либо писатели-эмигранты. Дмитрий Вачедин – русскоязычный писатель, проживающий в Германии. Достаточно заметный, уверенный в себе автор: премия «Дебют», есть публикации в «Знамени».

А теперь и книжка. Неизвестно, осознает ли Вачедин возможность перенесения, калибровки или синтеза, но, живя за рубежом, он просто не может не сталкиваться с достижениями существующего там фикшн-бассейна. Сюжеты его произведений как раз построены на столкновении. Особенно роман «Снежные немцы», где границы национальных реалий размываются, а представление героев напоминает матрешку, которую несколько раз подряд разбирают и собирают. Словно показывают ребенку, как это работает. Но все намного сложнее – на месте ребенка оказывается зрелый человек, а иногда только кажущийся зрелым.

Россия выворачивает наизнанку все, что есть в ней немецкого, после чего снова наступает очередь Германии. Поэтому в романе, например, некоторые районы Воронежа для командированного дойча отражают Висбаден, а русский иммигрант оказывается «частью той самоуверенной силы, которая, не считаясь ни с чем, меняет немецкие города под свои нужды». Основная мысль романа – всеобъемлющая истина: «Все движется любовью» – цитата из Мандельштама, на мой взгляд, здесь очень подходит. Этот тезис содержит ничуть не меньший пафос, чем вся книга Вачедина. Любовь – столкновение, война – любовь. Запоминающиеся и отчасти полные безумия мысли из письма солдата вермахта в начале книги: «И Иван, стреляющий в меня, на самом деле дико, исступленно любит свою жену, и я, стреляющий в Ивана, так же мыслями, всей душой нахожусь далеко от поля боя – я с тобой, я обнимаю тебя и детей, и, пока наши оболочки убивают друг друга, мы любим, и ангелы на небесах любуются на нас и воздают нам великую хвалу».

Сюжет романа не дает, однако, почувствовать внутреннее напряжение, написано все блоговским стилем, распространенным сегодня. Но крайне отточенным и насквозь лиричным. Герои наивны, в чем-то поверхностны, совершают ряд поступков, которые ни к чему особенному не приводят. Но это только на взгляд читателей из числа почувствовавших себя обманутыми. Из тех читателей, кто надеялся на сугубо интеллектуальную прозу, а не на игру-считалку с приемами магического реализма. Во внутреннем мире героев, конечно, происходит существенная перемена. Они, кажется, постепенно начинают чувствовать некоторые вещи по-настоящему. Но итогом все равно становится грустное многоточие, признак замкнутого круга.

Молодость – отсюда у персонажей такие легкие поэтические головы, еще не успевшие покрыться ороговелыми шишками, но уже побывавшие между молотом и наковальней. Поэтому обаяние у них не на высоте и автор отстранен, привязан к своей реальности, если судить по тону.

Когда русский эмигрант, ветеран чеченской войны, Андрей возвращается в Россию с целью отомстить за смерть друга-сослуживца, он движим этой силой, которую до поры до времени никак не расплескать. Комплимент восемнадцатилетней девчонки в его адрес показателен: «Спускались в метро, на эскалаторе она вспомнила нашу с Ванькой пьянку десятилетней давности. «Только, – сказала она, – ты казался старым, а сейчас ты молодой и накачанный». В романе обнаженность эмоции близка к естественной, верить несложно. Но какой-то крайне важный компонент остается за гранью, и поэтому слова ревности, томления, ностальгии, воспоминания и восхищения как бы лежат на поверхности айсберга.

С рассказами Вачедина все обстоит иначе. Удаются чаще. Их структура монолитна, непритязательна, ничто не выглядит лишним и притянутым ради объема. Конечно, легче построить маленький дворец на каменистой поверхности, чем распорядиться гектарами ради архитектурного квинтета. В рассказах действительность многомерна, она напоминает геометрическую фигуру – октаэдр или фрактал. Микромир персонажей излучает детскую непосредственность и тем еще более страшен, так как, например, опасность полного морального разложения – человеческая трагедия не воспринимается как она есть, а преображается набором светофильтров. Как в рассказе «Спроси меня» и Клаус». Наверное, поэтому об этой прозе можно сказать, что есть в ней части от метода классики магического реализма или нашего русского мамлеевского метафизического реализма.

У Баратынского в письме к Николаю Путяте есть такие мысли: «В поэзии говорят не то, что есть, а то, что кажется┘» В прозе Вачедина то и дело реализует себя «заточенный» поэт – через сравнения, через мировосприятие. При таком раскладе – при незрелости персонажа, авторском нежелании или неумении дать всего лишь направляющий вектор, а не сам вывод, поэзия может спасать общую картину, как сахарная пудра. «В прозе я виноват, а в стихах едва ли не прав┘» – размышлял Баратынский дальше в своем письме. Проза – анатомия, тогда как поэзия показывает душу в движении. Наверное, Вачедин, как перспективный, деятельный и мучительно талантливый автор, уже воображал себя перед выбором, который чем дальше, тем неизбежней: делать торт и одновременно варить щи и быть «виноватым» или работать над последовательностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1619
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1627
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1368
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
850

Другие новости