Юрий Козлов. Почтовая рыба.
– М.: Поколение, 2011. – 386 с. (В поисках смысла)
При чтении книги Юрия Козлова о чиновничестве, о жизни и смерти, о страстях и деяниях мелкого представителя этой братии Петра Рыбина появляется желание по-горьковски воскликнуть: «Да был ли Рыбин-то? Может, и не было никакого Рыбина?»
Роман Козлова простым, реалистическим не назовешь. Рыбку автор ловит явно не на удочку, не на мормышку – тут что-то более изысканное, накрученное. Чем сложнее путь к истине (или улову), тем он становится ценнее.
Роман, безусловно, политический и – публицистический. Но Юрий Козлов не шпарит напропалую правду-матку. Он ведет читателя за своим героем очень осторожно, словно следователь, который расследует дело о душе. И не только главного героя, но и его подруги, психолога по образованию, Веры Зверевой – дамочки очень неординарной и сексуально озабоченной, надо сказать.
Петр Рыбин – парламентский чиновник. В советское время он был журналистом, который писал статьи про «улучшающуюся жизнь народа». А в новом веке он – пиарщик. Он обслуживает «ненасытные глотки» тех, кто лезет, рвется во власть, а заполучив ее, ни за что не хочет с нею расстаться (демократические принципы, всем понятно, писаны для дураков).
Чтобы не видеть всех гадостей жизни – и при коммунистах, и при либералах, – герой погружается время от времени в параллельный мир. Вернее сказать, он окунается в разврат с разными женщинами (любовь тут ни при чем) и считает это (преподносит) неким иным миром, который спасает его от мира внешнего, чиновного.
Автор в самом начале цепляет читателя на детективный крючок: неожиданная смерть Рыбина и неожиданно свалившееся на вдову богатство в миллион евро. Она и не знала, что такое богатство у мужа есть, но догадывалась┘ Недаром она психолог. Она пробует проанализировать судьбу своего супруга. Вернее, автор скрещивает два взгляда: взгляд вдовы и взгляд автора, который описывает судьбу и безобидные (любовные) и отнюдь небезобидные (коррупционные) приключения Рыбина.
Разобраться в судьбе Рыбина новоиспеченной вдове помогает ее старый друг Игорь Линдер, бывший и в то же время теперешний любовник Веры. Эротические истории в романе – не ради «клубнички», истории эти вскрывают холодность, отчужденность, отсутствие всяких шансов на подлинную любовь┘ Героиня, похоже, никогда не любила Рыбина, а, став вдовой, тут же вступает в половую связь с различными людьми, пусть даже эта связь мистическая.
Среди персонажей романа выделяется отец Рыбина. Он наиболее целостный: он выстраивает свою логику, рационально объясняет сыну мир. Отец Рыбина выступает нравственным императивом. Кто вы, господа? Есть ли у вас право управлять Россией, если вы, в сущности, мошенники и мозги у вас работают удивительно прямолинейно, в одну сторону – ради собственного обогащения? Однако отец Рыбина сам в своем писательском творчестве создает некие химеры. И Юрий Козлов опять уводит читателя от безусловных истин – невод, заброшенный для лова истины, оказался слегка дырявым, истина уплыла в пучины. А возможно, и вовсе не была в сетях. «Была ли истина-то? Может, ее и не было?» Ведь совсем не случайно, автор обмолвился устами своей героини. А еще точнее, устами Достоевского, которого цитирует героиня романа: «Мир иррационален». Этими словами можно прикрыть все что угодно: мазню представить живописью, грехопадение – несовершенством плоти, казнокрадство – жизненной необходимостью┘
Эротизм свойственен смеховым культурам всех народов. |
И все же присутствует в романе еще Некто, неназванный, неозначенный, даже пунктиром не прорисованный писателем. Возможно, на эту всевышнюю роль автор приглашает Читателя, ему вершить Страшный суд над героями! А суд этот будет, по-видимому, очень суров. Ибо сострадания к героям романа не испытываешь никакого. Они богатеют и погибают, они уходят, ничего не оставляя этому миру. Ничего созидательного! Им не завидуешь, хотя у них миллионы евро в карманах.
Никого не жалко, ничего не жалко. Сдох чинуша – ну и пусть! Как таракан. Никто и не вспомнит. Наследники поделят имущество, перегрызутся при этом┘ И всё? Всё!
При этом люди-призраки Юрия Козлова являют собой совсем не призрачный слой общества. Это реальный чиновный класс. Они на особых, очень важных, хотя и неприметных порой этажах иерархии. Они – истеблишмент (слово-то какое! не какая-нибудь партноменклатура). Они у кормушки. Они при делах. Положенные в нынешнюю основу правления России деньги фактически означают предательство всего, кроме денег┘ Кому нужны народ, пенсионеры, производство, оборона? Деньги!
Юрий Козлов метафорически пишет о власти. Власть у него не просто кучка личностей, но и сама по себе некий монстр, который проглатывает своих же ставленников. Оказавшись у руля власти, герои становятся жертвами власти. Но их опять же ни капельки не жалко. В них нет любви к отечеству, а ведь человек власти по определению, по сути должен отвечать за судьбу страны, за жизнь сограждан. Так что пусть монстр жрет его – истеблишмент этот – в удовольствие!