Я недавно встретил друга-художника. Эдуард Галкин. Мы с ним одновременно учились во ВГИКе. Я на сценарном, он – на художественном. Много лет не виделись. Как водится, стали друг другу чем-то хвастаться, на что-то жаловаться... Он жаловался на то, что без продыху работает художником-постановщиком на кинофильмах, а их потом никто не видит. Не выходят они в прокат – ни в кинотеатры, ни на видео. На них выделяют деньги, их снимают, монтируют, озвучивают, а потом никто не видит. Парадокс! А хвастался своим давним проектом «Русский балаган». Он рисовал Петрушек не одно десятилетие – между кинокартинами, после съемок. И вот проект завершен. Был показан в московском ЦДХ, в Липецке, в Рязани, в Лондоне, в Сиднее. Ведутся переговоры с Киевом, Стокгольмом, Каннами и Венецией... И вот что интересно, за рубежом нашего русского Петрушку принимают с большей радостью, чем на родине. «И, главное, все правильно помают, – говорил Эдуард Галкин. – И юмор, и литературные аллюзии, и мифологию».
А я как раз обдумывал рецензионную полосу, посвященную редкому ныне для русской литературы направлению – сатирическому роману. Традиции Гоголя и Фонвизина, Салтыкова-Щедрина и Чехова, Булгакова и Шварца сегодня выродились в телевизионные юморески, дешевые фельетоны. А ведь это в конечном счете еще и традиции русского балагана, традиции Петрушки. Да-да, Петрушка – символ народной смеховой культуры, символ русской сатиры.
Неужели сатирический роман не нужен современной России? Не хохма на злобу дня, а попытка с иронией разобраться в темных сторонах характера современных россиян, понять, в чем причины их завистливости, озлобленности, неуважительного отношения друг к другу... Петрушка бывает жесток, но своим смехом он помогает людям разобраться в своих не лучших чертах.
Петрушка, вернись в Россию! Ты нам нужен!