У гения особая драматургия судьбы. Смерть – последняя проба. Прозвучит финальная рифма – и биографическая сумятица обретет цельность художественного произведения. Нет-нет. Еще одна стигма гениальности в ряду других стигм. Кажется, что-то подобное утверждал Юрий Арабов в «Механике судеб»┘
В смерти Егора Радова мистично все – и время, и дата, и место. Но самая большая загадка – его последний роман «Уйди-уйди» и ясновидческое предсказание писателем собственной смерти. Мне уже приходилось говорить об этом («Бегство из Черной Вселенной», см. «НГ-EL» от 20.08.09), так что не буду повторяться.
Гроздь художественных миров Егора Радова имеет одну характерную особенность. В них принципиально отсутствует смерть.
То есть смертей сколько угодно. Вот «Змеесос». Первое предложение первого романа Радова: «Иоганн Шатров упал из окна и разбился». Но не переживайте! Когда этого потребует сюжет, Иоганн Шатров не замедлит явиться.
В мирах Радова смерть – всегда виртуальна. Реален – метемпсихоз, переселение душ из одной физической оболочки в другую. Поэтому Карголим, штат Гоа (Индия).
Боль и наслаждение у Радова тоже реальны. Только это не совсем то, что называют этими словами обычные люди. Диапазон другой. Речь скорее идет об ультранаслаждении и инфрастрадании. И мы знаем, что раскачало этот маятник до такой чудовищной амплитуды, – не будем ретушировать биографию нашего героя. По этому диапазону Радов не имеет равных в современной литературе. И как-то мельчает на этом фоне благополучный Пелевин, с которым Радова обыкновенно сравнивают (интересно, что Пелевин и Радов – одногодки).
На этой полосе вы найдете ранее не публиковавшуюся автобиографию писателя, написанную в 1993 году. Михаил Дзюбенко расскажет о состоянии архива Егора Радова, переданного на хранение в Государственный литературный музей.
Напомню, что последний роман Радова «Уйди-уйди» все еще ждет своего издателя. А есть ведь еще и незавершенный роман «Проект и ресурс»┘
Так что поклонников Радова ждут сюрпризы. А мы продолжим публикацию воспоминаний о писателе, исследований и материалов из архива┘