Проза с автографом. Всероссийский литературный художественно-публицистический журнал. № 9/10, 2010. – 234 с.
Владимир Крымский – одна из таинственных фигур в литературно-издательском процессе нашего времени. Хотя в общении его особо скрытным не назовешь – и в нижнем буфете ЦДЛ, и в частных компаниях он не держит особой дистанции с собеседниками. Но и в глубину личной жизни не пускает, остается человеком-загадкой. Может, например, весь вечер скромно просидеть в уголке, а потом┘ затеять «забег в ширину» по развлекательным заведениям столицы┘
Накануне миллениума в редакции журнала «Московский вестник» появился молчаливый скромный человек с подборкой небольших рассказов. Приведший его сказал, что тот «пишет любопытную прозу». Надо бы напечатать. Так в «Московском вестнике» появилась сатирическая миниатюра «Кошачьи паспорта» о человеке, доведенном до ручки новоявленной либеральной бюрократией.
А потом под редакцией Владимира Крымского начал выходить самостоятельный и не похожий на другие журнал «Проза с автографом». После появления всего лишь нескольких номеров новое издание заметили, оценили и отметили своим присутствием авторы с достаточно громкими именами.
Потом было затишье – несколько лет журнал не выходил. И вот он снова появился в пределах видимости массового читателя. Вышел № 9/10 «Прозы с автографом» за 2010 год, который продолжил традицию изданий, явившихся в самом начале нулевых. Изменились его формат, логотип, верстка. Пришли новые авторы. Но главное – сохранилось свое оригинальное лицо. А самобытность журнала Крымского состоит, собственно, в том, что его читать нескучно. Нет, это не привычная развлекушка в духе «Комеди клаб» или КВНа. Это свобода и незашоренность редакции в подборе материалов. Кому-то этот принцип может показаться разношерстностью, но лично мне любопытно листать журнал, когда нипочем не угадать, что окажется на следующей странице, под следующей рубрикой. Встречая знакомые имена, радуешься встрече с друзьями (Виктор Крамаренко, Николай Переяслов, Виктор Пронин, Леонид Сергеев, Александр Торопцев, Иван Зорин, Валерий Хатюшин), натыкаясь на новых авторов, предвкушаешь радость открытия.
Владимир Крымский внимает песенной поэзии поэтессы Ирины Егоровой. Фото Владимира Павлова |
Тон журналу задает сам Владимир Крымский. Это и ироническая проза («Для взрослых»), и своеобычный жанр, придуманный автором, эдакая драмопроза («Перестройщики»), являющаяся оригинальным сатирическим эпосом нашего времени, это такое запекшееся желе из крови, которое в лицо обществу выплюнуло из себя простреленное сердце. Стоит отдать должное находчивости автора, который сумел в несколько страниц машинописного текста упаковать весь перестроечный период страны. И хотя эти сочинения не представляются мне вполне сценичными, у меня возникли стойкие ассоциации с премьерным спектаклем «Клопы» в Театре на Перовской, от которого нити тянутся к Окнам РОСТА Маяковского, стилистике «синеблузников» и театральным капустникам всех времен. А едкий, иронический сказ «для взрослых», ухвативший саму суть всего психофизического процесса перерождения советского человека в нового, а-ля рус, я думаю, – находка для анимационного кино.
Было бы преувеличением сказать, что все в «Прозе с автографом» № 9/10 исполнено совершенства. Подчас раскованность текстов переходит в некоторую расхристанность как тон – все-таки хотелось бы большей композиционной целостности. Своеобразная верстка временами чересчур пестрит, отвлекает от собственно текста. Не выглядят нужными, например, жирные точки в конце заголовков самого Крымского. Но это всё мелочи, которые, уверен, будут преодолены в последующих выпусках «Прозы с автографом».