Александр Кирнос. Поговорим┘
– М.: КЛ, 2010. – 144 с.
Название сборника точно отражает его суть: прочитав книжку Александра Кирноса и словно поговорив с автором по душам, слышишь ритм и музыку его стихов и повторяешь про себя строки: «Горы – музыка в полете –/ Гете./ Лорелеи песнь на Рейне –/ Гейне./ Замков сумрачные шпили – / Шиллер./ Льется песней, а не прозой –/ Мозель».
Не наговорились. Завораживает музыка слова, исповедь сердца. Хочется возвращаться к стихам снова и снова┘ Стихи Александра Кирноса – это очень личный, искренний рассказ о себе, о своих близких, о сокровенном и одновременно вечном, главном, сущностном – о любви, о смерти, о друзьях, об искусстве, о творчестве. «Поговорим?/ – О чем?/ – Да ни о чем┘// О снах, об их мерцающей воде,/ Надеждах, о несбывшемся, о Боге./ О том, что никогда, ни с кем, нигде┘/ О радости, о горе, о тревоге.// О детстве, о родителях, семье,/ о чувстве неизбывного покоя,/ когда все вместе рядом, на скамье,/ так близко, что дотронуться рукою/ и замереть от счастья и любви,/ и времени неспешное движенье/ определять течением крови,/ где годы растворяются в мгновеньях».
Ощущение мгновенности земного бытия рождает желание высказаться, поделиться своей влюбленностью в жизнь, в любовь, в людей, в природу, в красоту здешнего мира, погрустить о быстротечности времени, о преходящем. И поэт торопится налюбоваться, выговориться, «раздышаться», выразить пульсирующую энергию сердца в ритме стиха: «Не палевый, не голубой, не желтый,/ А цвет атак,/ Выбрасывает сердце из аорты,/ И только так!»
В книге Александра Кирноса, где собраны стихи разных лет, прошлое встречается с настоящим. Автор хорошо чувствует и слышит время, видит черту, к которой приближается он сам с каждым прожитым днем, предощущает внезапный обрыв линии жизни: «Ответьте мне птицы, зачем это вдруг,/ зачем покидать мне любимых,/ зачем покидать мне друзей и подруг?/ Но пух облетел тополиный./ А дождь пахнет мятой, и липа цветет┘/ Но кто-то вдали паутину,/ но кто-то вдали паутину плетет,/ и пух облетел тополиный».
Стихи Александра Кирноса – это разговор и с самим собой, когда итожится «то, что прожито», и с матерью, которая уже «давно не являлась/ ни в мечтах, ни во сне», но только пред ней одной можно предстать как есть, во всей своей беззащитности: «Если можешь, как в детстве,/ из окна позови,/ спотыкается сердце без взаимной любви./ Не крутой, но упрямый,/ продержусь как-нибудь,/ только ты со мной, мама,/ где-то рядом побудь».
Когда читаешь стихи Кирноса, вспоминаешь шагаловский образ – фигуру летящего вперед человека с повернутой назад головой. Вот старинное фото, на котором запечатлена вся семья. Фотография – это повесть прожитых лет, целая эпоха. История семьи – история страны: «Век вспухал, тая угрозы,/ Но не знали черных дум/ дети: Геня, Бэйла, Роза,/ Залман и Моше-Аврум./ Лишь завязывалась драма/ в нитях завтрашнего дня┘/ Моя будущая мама/ тихо смотрит на меня./ Будет все: война и голод,/ лагеря и холода,/ рвы, окопы, серп и молот,/ вдосталь пота, слез, труда┘/ Скрылись все за сизой дымкой/ в заповедные края,/ но на старом фотоснимке/ и любовь и боль моя».
Иногда за бытовым портретом проступает целая жизнь, а иногда и целая эпоха... Винсент Ван Гог. Портрет почтальона Рулена. 1888. Музей изящных искусств, Бостон |
При великолепном чувстве гармонии и стиля у автора абсолютный этический слух – в стихах нет фальши. Ирония удерживает поэта от сентиментальности. Перефразируя детскую скороговорку «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет», Александр Кирнос, играя аллитерацией, создает свою шуточную, бурлескную версию истории любви и творческого содружества Карла и Клары: «Украл у Клары Карл кораллы губ,/ глаз бирюзу и ровный белый жемчуг/ ее зубов, и золото волос,/ гранаты щек, и гордостью увенчан/ удрать хотел. Ан нет не удалось┘/ И создал Карл для всех, кто был влюблен,/ скользя в веках под звуки менуэта,/ хрустально чистый мелодичный звон:/ «Кораллы Клары» – пьесу для кларнета».
На оборотной стороне изящно оформленной книги – фотография доктора, записывающего что-то. Что пишет доктор? Historia morbi?
Знание человеческих болезней, неизбежности потерь и смертей рождает в душе доктора-поэта мечту о «стране Ю», «где беспредельна синева/ Прекрасны женщины, у них сияют лица,/ Там не в ходу обманные слова,/ А подлость не сумеет и присниться».
И он верит в то, что «путь туда для каждого открыт», и приглашает нас «всмотреться в себя, сквозь суету и быт».
«Поговорим┘» – книга, полная любви и грусти. Это философия жизни. Автор поставил в названии многоточие, и мы чувствуем, что разговор не окончен, он продолжается для поэта, размышляющего над таинством бытия, он продолжается для читателя, кому поверяются сокровенные думы, этот разговор бесконечен┘