Алена Жукова. К чему снились яблоки Марине.
– М.: Эксмо, 2010. – 352 с.
Прозаик Алена Жукова в новой книге «К чему снились яблоки Марине» приподнимает покров над пугающими тайнами жизни.
Точность и четкость письма – следствие авторской наблюдательности, подмечающей тончайшие детали и подробности бытия.
Книга делится надвое: «СКАЗКИ» и «НЕ СКАЗКИ». Но где граница между сказкой и былью?
В рассказе «Страшная Маша» паранормальные способности маленькой Маши начинают проявляться в виде страшных пророчеств. Девочка предсказывает смерть детсадовской воспитательницы: «Ее съедят волки». Женщину и вправду жестоко покусали собаки, и она скончалась в больнице от кровопотери. Дети во дворе обижают Машу, и она мрачно говорит им: «Вы все умрете». Что это? Мистика? Или жизнь? «Ей хотелось объяснить всем вокруг, что она видит, как люди сами торопят свою смерть». Маша – ясновидящая. В больнице она рисует, и на рисуночках смешные червячки едят просвеченные, будто рентгеном, внутренние органы больных. Необъяснимое чудо и боль жизни крепко сплетены.
В сказке «Они спустились к Рождеству» – готовый киносюжет: ангелы, посланники Мира Иного, Черный и Белый, летают над городом, приземляясь в разных местах, ища, кого бы забрать с Земли навек, а кому еще подарить немного жизни. В финале сказки на пустыре ублюдки пытаются изнасиловать рыженькую официантку. Черный стоит рядом, говорит Белому, вселившемуся в официантку: «Ну хватит, голубь, вылезай. Тебе что, мало?» Полузадушенная женщина исторгает немыслимой силы звук. Вой заполняет ночное пространство города, поднимается к небу. «Кто-то сказал, что так, наверное, трубят ангелы перед Концом Света, а кто-то возразил: «Чепуха! Просто люди празднуют, выпивают. Рождество ведь! Христос родился!»
Где граница между сказкой и былью? Исаак Бродский. Сказка. 1911. Национальный художественный музей Республики Беларусь |
Каждый рассказ в книге – короткометражка, снятая рукой мастера.
Алена Жукова умеет уместить историю целой жизни в один абзац: «В прошлый раз все было: елка, гости, подарки. А чем кончилось? Встречали всей семьей, а провожать – одной. Первым ушел муж, потом – дочь. Оба влюбились без памяти. Даже кошка по весне сошла с ума и сбежала в поисках любви. Так никто и не вернулся» («Два кольца, два конца...»).
Автор не чурается и юмора («Васька, брысь отсюда!» – замечательный этюд о взаимоотношениях кота и людей) и нежной, печальной лирики («Сказка о перекрестке»).
Этически значителен рассказ «Мадам Дубирштейн» – о жизни и смерти старухи, у которой были незыблемые жизненные принципы; и она ими не поступилась до смертного часа. Самооправдание паче сочувствия, тем более – паче любви. Один из самых пронзительных рассказов о жизни и смерти в нынешней русской литературе.
У книги наверняка будет свой читатель, он будет любить эту прозу, слышащую биение сердца времени; прозу, где все летит и играет, как кадры в кинофильме или река на перекатах, – и внезапно погружает в тишину глубокого раздумья.