Анна Матвеева. Есть!
– М.: Колибри, 2010. – 528 с. (Отдельные проекты).
Анна Матвеева – представитель уральской диаспоры современных отечественных литераторов. Такой известности, как земляки Сахновский и Славникова, она не добилась, но в начале 2000-х стала известна благодаря попавшей в финал Премии имени Белкина повести «Перевал Дятлова». Премию Матвеевой тогда не дали, зато щедрые авансы – в большом количестве. Но затем в «толстяках» она стала печататься реже, а во второй половине нулевых и вовсе ушла в тень, выпустив только в 2007 году в АСТ повесть «Найти Татьяну» – под откровенно женской обложкой и с аннотацией, ставящей книгу на полку рядом с Викторией Токаревой в лучшем случае.
И вдруг в 2010-м «Колибри» издает увесистый роман с ударным названием «Есть!», а в серии того же издательства «Уроки русского» выходит сборник повестей «Наследницы Белкина», куда включена повесть Матвеевой... «Найти Татьяну». Судя по всему, не так гламурна и легковесна эта книжка 2007 года, надо прочитать при случае. Но сейчас речь о романе Матвеевой – полноценном, кстати говоря, а не раздутом издателем из повести.
Две девушки – Геня Гималаева, она же Женя Ермолаева, и Ека Парусинская, она же Катя Парусова, ужинают в итальянском ресторане. У Гени на Еку явно зуб, и она рассказывает от первого лица предысторию их отношений. Оказывается, Ека внезапно появилась в жизни Гени, звезды кулинарного телеканала «Есть!», вещающего в крупном провинциальном городе (легко угадывается Е-бург), и разрушает Генины отношения с коллегами, чтобы занять ее место. Выясняется, что обе девушки (им немного за 30) пробовали себя в литературе: Геня более удачно (слетала на вручение премии в Москву, но вернулась ни с чем), Ека – провально. Параллельно Геня рассказывает о своих коллегах и знакомых: ассистентках Ирак и Иран (имя+первая буква фамилии каждой), режиссере Пушкине, любителе поэта-однофамильца, владельце канала, бывшем филологе и холостяке Павле Николаевиче Дворянинове, его матери Берте, ее подруге-сопернице, сын которой – друг-соперник Дворянинова, поваре Малодубове, психоаналитике Мертвецове, который консультирует едва ли не всех персонажей... Второстепенные герои множатся, карьера Еки идет в гору, а Гени – под откос, и все это щедро сдобрено огромным количеством изысканных рецептов, а читается легко, как дамский детектив.
Аж слюнки текут... Илья Машков. Натюрморт. Виноград, лимон и рак. 1925. ГТГ, Москва |
Но вот рецепты уже порядком надоели, Геня почти полностью проиграла Еке, книга начинает вызывать недоумение – вроде бы она о еде, но вроде и совсем не о еде, а о чем?.. – и тут неожиданно начинаются игры с читателем: второстепенные персонажи собираются вместе в одной главе, чтобы решить, кто же из героинь победит, а Геня, оказавшись в Италии для финального кулинарного поединка с Екой (возвращаемся к сцене, с которой начался роман: ужинают вместе девушки по необходимости), улетает оттуда и в самолете... пишет роман Анны Матвеевой «Есть!». Чуть ли не пелевинские штучки без малейшего предуведомления. Оказывается, что книга-то не о еде, а о Гене, доказавшей себе, что она – настоящая, вернувшись к заброшенным занятиям литературой. А еда вообще только связывает всех героев в одну компанию – опять у русского автора не сложилось с кулинарной темой.
Книга о еде по западному образцу, если этого ждала от Матвеевой Ольга Морозова, главред «Колибри» и фанат этого жанра, откровенно не получилась: приличная дама бросит книгу на середине, где рецепты уступают место постмодернистским опытам, а высоколобый читатель может до середины и не дочитать – слишком незамысловато роман начинается. Да и темы в легком на первый взгляд чтиве поднимаются сложные: книга Матвеевой на самом деле – ризома о различных сущностях, которые представляют десятки персонажей, о страхе старости, о двойниках, о филологах, ушедших из профессии и добившихся успеха в бизнесе... В общем, хорошо написано, неплохо сконструировано, читается на ура (или, вернее, на раз-два), только – для кого?