0
1443
Газета Проза, периодика Интернет-версия

18.11.2010 00:00:00

Многоголосная семейная сага

Тэги: кузнецов, сага, хоровод


кузнецов, сага, хоровод

Сергей Кузнецов. Хоровоd воdы.
– М.: АСТ: Астрель, 2010. – 608 с.

Сергея Кузнецова вряд ли можно назвать хорошо знакомым читателю «серьезной» современной литературы: его роман-триллер «Шкурка бабочки» и трилогия «Девяностые: сказки» – это скорее неплохая жанровая проза. Самым известным творением Кузнецова-писателя (не забудем, что он – известный журналист и один из отцов-основателей Рунета), наверное, является футурологический роман-антиутопия «Нет», написанный в соавторстве с Линор Горалик. Но новая книга автора «Хоровод воды» вышла в издательстве АСТ с заметной надписью «Самая необычная семейная сага» на обложке. Задает масштаб, не правда ли?

Сюжет книги и правда масштабный. Поначалу все еще не так мощно: время действия – середина 2000-х, в центре внимания – три героя, братья Никита и Саша, он же Мореухов, и их двоюродная сестра Аня, она же Эльвира. Никита – мелкий бизнесмен, продающий аквариумы, ему к 40. Мореухов – 30-летний алкоголик, в прошлом известный андерграундный художник, Аня – продавщица в обувном магазине, сын от случайной связи, около 35. Роман начинается с похорон отца Никиты и Саши, Александра Мельникова, а вот дальше в прошлое разворачивается самая настоящая семейная сага, охватывающая более 100 лет истории, рассказывающая о судьбе двух десятков предков главных героев, извлекающая скелеты из шкафа большой семьи┘ Параллельно описывается и современность: Никита мечется между бесплодной женой Машей и молодой любовницей Дашей, Саша встречает девушку своей мечты и пишет ее портрет, Аня впервые сталкивается с мужчиной, которого может полюбить┘ И всех героев гложет потеря связи с корнями, и все они так или иначе смотрят в бездну прошлого, стараясь найти там нечто самое важное для настоящего, и все они чувствуют, как эта бездна смотрит в них и затягивает в себя.

Метафора воды, заданная в названии романа, реализуется на всех уровнях: прошлое как мутная вода, омут, жизнь как водоворот, поток, вода как стихия жизни, которую человек может подчинить себе. Жизнь трех главных героев связана так или иначе с водой: аквариумный бизнес Никиты, который помещает в них руины известных древних и современных зданий, любовь к воде занимавшейся плаванием Ани-Эльвиры, водные монстры, подстерегающие Мореухова на дне запоя. Герои из воды враждебной, засасывающей, утягивающей на дно пытаются сделать водой подчиненной, превращенной в нормальную среду обитания, доставая со дна судьбы своих предков. В их жизни вода тоже играла часто не последнюю роль – так, прародитель Мельниковых был мельником-колдуном (что ж, это отчасти объясняет происходящую подчас в романе полную чертовщину). В последовательной и мощной реализации метафорики воды – один из главных плюсов романа.


В хороводе главное крепко держаться за руки.
Алексей Степанов. Хоровод. Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С.Сампилова

Кроме того, сага все-таки получилась. Нетрадиционно сконструированная и чересчур усложненная (план настоящего дается в рассказах героев друг о друге, истории из прошлого даны часто как рассказы эпизодических персонажей), она в итоге собирается, как пазл. Судьбы героев запоминаются читателю – история аристократа, ставшего энкавэдэшником и спасшего от репрессий свою будущую жену; любовный треугольник братьев Мельниковых и матери Мореухова, девушки Василия Мельникова, при первой же встрече переспавшей с его братом; история бабушки Ани, татарки-снайпера, и вообще ее семьи, где несколько поколений матерей воспитывали дочерей без отцов. Любопытно, что каждая история вызывает свой стиль: отрывки о Никите – офисная проза, о Мореухове – сценарий фильма нуар, о Василии Мельникове, советском засекреченном физике, – реинкарнация «Иду на грозу» Гранина. Полистилистика не выглядит нагромождением стилей, а каждый из них выдержан и не доведен до безвкусицы.

Финал книги предсказуем, но все же мощен: движение от смерти к рождению ощущается почти сразу, и у Никиты и Маши, равно как у Ани и ее Андрея, в финале рождаются дети. Получается, что книга с достаточно сложной композицией и закрученным сюжетом написана для того, чтобы напомнить нам о вечных ценностях. Впрочем, не для этого ли написаны великие произведения мировой литературы? А цельное впечатление от разнородного, небанально устроенного романа остается. Посмотрим, что Кузнецов напишет в дальнейшем. Пока что «Хоровод воды» нельзя не признать удачей Кузнецова как «серьезного» прозаика, а найдет ли книга своего читателя... Ну одного в лице вашего покорного слуги нашла, вот и слава богу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1122
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1003
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
943
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1086

Другие новости