Первый Форум молодых писателей России (для авторов до 35 лет) случился в 2001 году. Не берусь выяснять, кому именно в Фонде социально-экономических и интеллектуальных программ пришла в голову эта блестящая идея. Заключалась она вот в чем: ежегодно в подмосковном пансионате «Липки» под одной крышей собираются полторы сотни небесталанных пишущих молодых людей и целую неделю обсуждают свои тексты на творческих мастер-классах, общаются с известными писателями, политиками, общественными деятелями, кинематографистами и т.д.
Говорят, поначалу было организовано целое хождение в народ. Редакторы толстых журналов разъезжали по городам и весям страны в поисках новых словесных талантов. Затея удалась, и еще как. Первый форум стал событием историческим. Именно там из уст юных и горячих Романа Сенчина и Сергея Шаргунова публично слетели словосочетания, которые и сейчас не дают отдельным критикам покоя. Это «новый реализм», «новая искренность», «новый автобиографизм» и др.
Годом раньше, в 2000-м, учредили независимую премию «Дебют» для пишущих не старше 25-ти. Новое литературное поколение (люди 1970-х, 1980-х годов рождения) сформировалось под прямым влиянием обоих упомянутых институтов. Чуть позже семинары для молодых стали проводиться и в Переделкине, и кое-где еще, начали выпускаться антологии «двадцатилетних» и «тридцатилетних», сборники «Новые писатели» и «Пролог», а с недавнего времени – книжки издательства Facultet при МГУ. Издательство, надо сказать, создано специально для открытия новых имен. И это только то, что лежит на самой поверхности. В общем, «молодой писатель» стал одним из главных брендов начала тысячелетия.
Разумеется, такая форма работы с начинающими литераторами не уникальна. Формально уши у форума растут из таких же совещаний, литконсультаций, конкурсов советских времен. Именно эта внешняя схожесть с советской традицией вначале слегка отпугнула от форума некоторых либералов. Отдельные журналисты презрительно именовали липкинцев литературной пионерией, видимо, подсознательно сравнивая «новых писателей» с размножившимися в нулевые молодежными политическими организациями. Или пеняя на прославленные встречи липкинцев и дебютовцев с политиками первого ряда (Сурковым, Медведевым, Путиным).
«Липки» стали легендой, кодовым словом, которое в глазах многих непосвященных превратилось в чуть ли не конспирологический пароль. У меня был знакомый, который искренне полагал, что даже пансионат для проведения форума выбран не случайно. Он указывал на светильники в тамошнем актовом зале, которые, по его мнению, складывались в какие-то масонские символы, и уверял, что цель всего происходящего – вовлечь молодых в игру злых сил, подчинить Западу и ассимилировать носителей русской культуры в мировое бизнес-сообщество.
Еще одна распространенная ассоциация – Фабрика звезд. На мой взгляд, совершенно неверная. Да, благодаря форуму появился целый ряд молодых литературных лидеров, довольно широко известных. Но это не сиюминутно раскрученные звезды, а зачастую люди, вообще далекие от всякого пиара.
Впервые я попала на Форум молодых писателей в 2004 году. Лично для меня событие знаковое. Своего рода культурный шок. Ты видишь массу знаменитостей, знакомишься с видными писателями-сверстниками и, самое главное, ориентируешься, наконец, в контекстах и проблемах текущей прозы. Конечно, творческие семинары есть и в Литературном институте, но концентрация событий и авторитетов там гораздо слабее.
На этой полосе по поводу юбилея форума высказались несколько молодых литераторов, которым «Липки» тоже очень помогли. Жанр высказываний соответствующий. Это не байки (которых полно в блогосфере и в кулуарах), а скорее поздравительные адреса. Таких откликов могло бы быть и триста, и четыреста, но на всех просто места не хватит. Да и мне уже не хватает. Поэтому, скажу кратко: с юбилеем!